?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Гибло наше просвещенье, смерть была невдалеке

    Как вы относитесь к предложению снова сделать латынь обязательным школьным предметом? Самой мне судить трудно: мое знакомство с этим языком…

  • Выступал докладчик юный

    Продолжение классификации научных докладов от физика Мэтью Рейва (графики показывают зависимость уровня понимания доклада аудиторией от времени…

  • Чтоб в скучном служебном докладе

    Все, кому приходилось этим заниматься, знают, что публичные выступления – непростое искусство. Желающим усовершенствовать свои навыки на конкретных…

Comments

a_gorb
Aug. 6th, 2017 11:57 am (UTC)
//Мой вопрос и есть, а имеет ли смысл производить эти затраты?//
Как я писал в первом комментарии, диплом о высшем образовании все-таки дает определенные бонусы.
Вот наткнулся на пару заметок по обсуждаемой теме:
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/08/04/727941-ekonomike-znaniya-ne#/galleries/140737493471703/normal/1
О том, что люди начинают выбирать качественное высшее образование:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/03/73327-prishlo-ochen-mnogo-silnyh-detey-s-horoshimi-ballami
egovoru
Aug. 6th, 2017 12:11 pm (UTC)
Первая статья какая-то противоречивая: из ее первой части вроде бы следует, что кризис перепроизводства людей с высшим образованием еще усилился по сравнению с советскими временами, а во второй приводится мнение кого-то, кто утверждает обратное. Напрашивается вывод, что к тому же толком никто и не знает, что происходит :(

На этом фоне хорошая новость из второй статьи тоже внушает сомнения. Похоже, детей заставили лучше учиться, создав крысиную гонку в виде всевозможных олимпиад, т.е., просто стимулируя в них спортивный интерес. Когда эти олимпиадные дети закончат вузы и обнаружат, что их многолетние усилия не дают им никакого преимущества, возникнет очередное поколение "лишних людей" :(
a_gorb
Aug. 6th, 2017 04:35 pm (UTC)
//Напрашивается вывод, что к тому же толком никто и не знает, что происходит :(//
К сожалению так. И вот, в частности, почему:
Вы сами в последние годы не имели отношение к высшему образованию? Если да, то Вы это и так знаете, а если нет – сейчас написать программу по предмету это написать несколько страниц бреда. Сейчас надо писать не о том, чему учишь, а о том, какие компетенции будут сформированы в результате изучения курса. Компетенции – слово-то какое! Вы с этим знакомы? Если нет, то привести примеры?
Сейчас в моде всякие там показатели эффективности. Это чисто формальные величины. Например, «Количество публикаций в базе данных Web of Science на 1 НПР» или «Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан-обладателей степени PhD зарубежных университетов». А как известно, если критерием оценки становятся формальные показатели, то работа будет оптимизирована для выполнение этих показателей.

// создав крысиную гонку в виде всевозможных олимпиад, т.е., просто стимулируя в них спортивный интерес.//
Нет, нет тут спортивного интереса. Все хуже. Тут опять формальные показатели. Если приоритет зачисления для инвалидов, то становятся правдами и неправдами инвалидами. Если олимпиады дают существенные преимущества, то возникает стремление к участию и победам. В самом деле, призер некой олимпиады и 75 баллов по базовому предмету – и все, зачислен.
egovoru
Aug. 6th, 2017 05:24 pm (UTC)
"если критерием оценки становятся формальные показатели, то работа будет оптимизирована для выполнение этих показателей"

Да, к сожалению, это так. Но можно ли обойтись без формальных показателей? Например, когда речь идет о распределении налогового финансирования? Как договориться, кому давать деньги, а кому - нет?


a_gorb
Aug. 6th, 2017 06:08 pm (UTC)
На эти вопросы я вряд ли смогу ответить, т.к. и отдаленно не являюсь в них компетентным.
Но зарубежные коллеги и российские, кто работал за рубежом, отмечают, что у нас все формализовано уж слишком, это «убивает» живое дело.
egovoru
Aug. 6th, 2017 07:40 pm (UTC)
Боюсь, это следует назвать не "формализовано", а "бюрократизовано": то есть, не система работает для человека, а человек для системы :(