В противоречие с популярным образом Рима как военной машины, Уикхем утверждает, что тон в империи задавали гражданские лица. Отличительной особенностью верхушки римского общества было гуманитарное образование: «Каждый западный аристократ должен был знать наизусть Вергилия и многих других классических латинских авторов, быть способным сочинить стихотворение и блеснуть изящным оборотом в прозе; на востоке Вергилия заменял Гомер». Прямо как в имперском Китае, где успех административной карьеры напрямую зависел от знания древней литературы! Именно на этой общности образования и держалась Римская империя как единое целое.
«Варвары» же, хотя они не только были христианами (арианами), но и точно скопировали римскую систему административного управления, литературную традицию не унаследовали (при том, что переняли сам язык, по крайней мере в ближайших к городу Риму землях!). Достoинство послеримской аристократии заключалось уже не в способности к стихосложению, а в мастерстве владения оружием. К тому времени отпрыски даже латинских знатных фамилий стали искать удачи только на военном поприще – если, конечно, не избирали церковную стезю (впрочем, в те времена эти занятия не были взаимно исключающими).
Второе кардинальное изменение затронуло финансовую основу государства: в Риме ее составляли налоги, а в образовавшихся на его территории варварских княжествах – земельная рента. Уикхем пишет, что государства, построенные на налогах, всегда богаче существующих за счет ренты, потому что у налогообложения куда более обширная демографическая база. Может, именно с этим и связан общий упадок материальной культуры к 550-му году, обнаруживаемый археологами на территории Западной империи?
Мне тут больше всего нравятся агнцы и пальмы как бы в кадках :)
Спасибо уважаемому bouzyges за информацию о книжке Уикхема.