?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как-то вечером патриции

Языческий Рим я себе еще как-то представляю: «И ты, Брут!», конь Калигулы в сенате, термы Каракаллы. Но вот сколько-нибудь отчетливую картину христианского Рима, а равно и последующих «темных веков», мне составить пока не удалось. Оксфордский историк Крис Уикхем в предисловии к своей книжке пишет, что со времен Гиббона открылось много новых фактов.


В противоречие с популярным образом Рима как военной машины, Уикхем утверждает, что тон в империи задавали гражданские лица. Отличительной особенностью верхушки римского общества было гуманитарное образование: «Каждый западный аристократ должен был знать наизусть Вергилия и многих других классических латинских авторов, быть способным сочинить стихотворение и блеснуть изящным оборотом в прозе; на востоке Вергилия заменял Гомер». Прямо как в имперском Китае, где успех административной карьеры напрямую зависел от знания древней литературы! Именно на этой общности образования и держалась Римская империя как единое целое.

«Варвары» же, хотя они не только были христианами (арианами), но и точно скопировали римскую систему административного управления, литературную традицию не унаследовали (при том, что переняли сам язык, по крайней мере в ближайших к городу Риму землях!). Достoинство послеримской аристократии заключалось уже не в способности к стихосложению, а в мастерстве владения оружием. К тому времени отпрыски даже латинских знатных фамилий стали искать удачи только на военном поприще – если, конечно, не избирали церковную стезю (впрочем, в те времена эти занятия не были взаимно исключающими).

Второе кардинальное изменение затронуло финансовую основу государства: в Риме ее составляли налоги, а в образовавшихся на его территории варварских княжествах – земельная рента. Уикхем пишет, что государства, построенные на налогах, всегда богаче существующих за счет ренты, потому что у налогообложения куда более обширная демографическая база. Может, именно с этим и связан общий упадок материальной культуры к 550-му году, обнаруживаемый археологами на территории Западной империи?


Мозаика из базилики Santa Costanza, Рим (фото emv). Констанца (Константина, ум. в 354 г.) была дочерью Константина Великого.
Мне тут больше всего нравятся агнцы и пальмы как бы в кадках :)

Спасибо уважаемому bouzyges за информацию о книжке Уикхема.

Posts from This Journal by “история” Tag

  • Над сказочнейшим из сиротств

    «Вавилон Берлин» Тома Тыквера и Ко я бы не отнесла к шедеврам кинематографа, но все же он немного прояснил для меня межвоенную немецкую историю.…

  • На то она история, та самая, которая

    В журнале уважаемого navlasov обсуждают, наука ли история? Такая постановка вопроса кажется мне не слишком удачной, потому что ведь…

  • «Здесь я стою — я не могу иначе»

    Приходилось слышать, что, дескать, слово «совесть» уникально для русского языка. Но вспомним знаменитую речь Мартина Лютера перед императорским…

Comments

( 68 comments — Leave a comment )
sedov_05
Aug. 23rd, 2017 06:20 pm (UTC)
а че так мало ? Я реально настроился на долгий интересный рассказ и ... интересно, но мало.
egovoru
Aug. 23rd, 2017 11:40 pm (UTC)
"а че так мало ?"

Да боюсь утомить читателей: все ли захотят читать "многа букофф"? К тому же мне и самой кажется, что пост в блоге - это отдельный жанр, не то же самое, что, например, статья в журнале, и он должен быть лаконичным: два-три, ну, максимум, четыре абзаца, не более того :)

Но есть еще и другая причина. Книжка эта - уже не первая об этом интереснейшем историческом периоде, которую я пытаюсь читать, но толку не очень много. Автор этой очень старается, но все равно его текст слишком легко превращается в неорганизованный ворох имен и дат, а мне бы хотелось структурированной картины более широкими мазками, каких-то осмысленных выводов. Видимо, у профессиональных историков вообще велик соблазн сыпать фактами - и это понятно: ведь добыча каждого факта стоила им многих трудов. Но мне-то хочется, чтобы они все эти разрозненные факты пропустили через себя, отжали воду и преподнесли мне сухой остаток, некую схему, которую я смогла бы удержать у себя в голове. Однако, пока что автора, готового на это, я не нашла, а на то, чтобы самой проделывать всю эту работу, нужно время ;)

В книжке этой вообще-то более 600 страниц, и я ее пока еще не дочитала - так что, возможно, напишу по ней еще пару постов. К тому же автор рассматривает становление варварских постримских государств не изолированно, а параллельно с событиями в Византии и халифате - а они меня тоже занимают. А у Вас, может быть, есть какие-то конкретные вопросы по этому периоду, ответы на которые я могла бы прицельно поискать в этой книжке?
(no subject) - sedov_05 - Aug. 24th, 2017 12:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2017 01:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - sedov_05 - Aug. 24th, 2017 01:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2017 02:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - sedov_05 - Aug. 24th, 2017 02:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2017 02:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - sedov_05 - Aug. 24th, 2017 03:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2017 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2017 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sedov_05 - Aug. 24th, 2017 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Aug. 24th, 2017 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2017 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Aug. 24th, 2017 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2017 01:00 pm (UTC) - Expand
3seemingmonkeys
Aug. 24th, 2017 05:11 am (UTC)
военная машина рима разгонялась пока не упала с обрыва в конце 3 века. если посмотреть жалования легионеров и цены на зерно можно увидеть как первые ускоренно растут, а вторые их упорно догоняют (инфляция). но при диоклетиане рост цен на зерно в несколько раз обгоняет жалования - как-то удалось взять армию под контроль и она больше не свергает императоров. служба легионера больше не престижна. начинаются рекрутские наборы, борьба с уклонистами и т.п.; военное государство превратилось в бюрократическую.

почему налоги уступили ренте - очень просто, города и торговля пришли в полнейший упадок и смысл в налогах пропал. автор путает причину со следствием имхо, не собирающие налоги гос-ства богаче, а с богатых стран можно собирать налоги.
egovoru
Aug. 24th, 2017 11:16 am (UTC)
"военная машина рима разгонялась пока не упала с обрыва в конце 3 века"

Надо сказать, что этот автор всячески подчеркивает, что Римская империя сохраняла полную дееспособность до самого последнего момента, что у нее не было никаких системных проблем. Главной причиной ее падения он считает захват вандалами северной Африки, которая служила основным поставщиком зерна в империи. То, что этим вандалам не дали достойный отпор, он считает исторической случайностью, которой могло и не произойти.

"города и торговля пришли в полнейший упадок и смысл в налогах пропал"

Но вот халифат, когда захватил римские провинции на Ближнем востоке и в северной Африке (которые тоже, надо полагать, к этому времени пришли в упадок?), тем не менее, использовал римскую систему налогов и был, как считает автор, в этом смысле даже более близким наследником рима, чем германские королевства.
(no subject) - 3seemingmonkeys - Aug. 24th, 2017 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2017 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Aug. 24th, 2017 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 25th, 2017 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Aug. 26th, 2017 04:04 am (UTC) - Expand
freedom_of_sea
Aug. 24th, 2017 08:43 am (UTC)
земельная рента - это когда помещик обязан явиться на войну конно людно и оружно?
egovoru
Aug. 24th, 2017 11:33 am (UTC)
Уикхем, к сожалению, не рассматривает подробно, как именно эта рента взималась, но я подозреваю, что она включала и денежные (товарные?) выплаты, а не только (не столько?) военную службу сюзжерену. Например, на какие деньги строились готические соборы - наверное, на эти самые?
(no subject) - freedom_of_sea - Aug. 24th, 2017 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 24th, 2017 12:03 pm (UTC) - Expand
steblya_kam
Aug. 24th, 2017 09:12 am (UTC)
Ну, что со времён Гиббона открылось много новых фактов - неудивительно, если учесть, что Гиббон жил в 18-м веке.
egovoru
Aug. 24th, 2017 11:39 am (UTC)
Уикхем имеет в виду главным образом новые археологические находки: он пишет, что теперь раскопки ведутся во всех странах, а раньше этого не было. Сам он Гиббона даже не упоминает - а я сделала это потому, что слова "падение Рима" все же пока однозачно ассоциирутся у нас именно с этим именем :)

Правда, для Уикхема Римская империя - только необходимый бэкграунд: вообще-то его книжка посвящена более поздним временам, периоду 400-1000. Что ценно, он включил в свой обзор также халифат и Византию, и пытается проводить сравнительный анализ. Но, к сожалению, он все-таки слишком часто сбивается на простое перечисление имен и дат, так что составить себе какую-то связную общую картину все равно непросто :(
(no subject) - steblya_kam - Aug. 25th, 2017 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 25th, 2017 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Aug. 26th, 2017 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 26th, 2017 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Aug. 30th, 2017 07:47 am (UTC) - Expand
nibope
Aug. 24th, 2017 04:40 pm (UTC)
Да, упадок материальной культуры - это для меня всегда страшное расстройство от посещения всяких лувров. Просто жуткая картина...
egovoru
Aug. 24th, 2017 09:04 pm (UTC)
По Уикхему, главной причиной упадка стала даже не военная разруха сама по себе, а именно дезинтеграция империи, распад торговых связей.
(no subject) - nibope - Aug. 24th, 2017 10:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 25th, 2017 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nibope - Aug. 25th, 2017 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 25th, 2017 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nibope - Aug. 25th, 2017 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 25th, 2017 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nibope - Aug. 25th, 2017 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 25th, 2017 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nibope - Aug. 25th, 2017 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 25th, 2017 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nibope - Aug. 25th, 2017 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Aug. 25th, 2017 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 25th, 2017 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Aug. 26th, 2017 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 26th, 2017 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Aug. 27th, 2017 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 27th, 2017 02:30 pm (UTC) - Expand
annutta_12
Aug. 24th, 2017 09:20 pm (UTC)
Очень вероятно, что именно замена налогообложения земельной рентой и была одним из факторов упадка.

интересно было бы проследить зависимость численности населения от имеющихся на разные исторические моменты ресурсов.
egovoru
Aug. 25th, 2017 12:15 pm (UTC)
"именно замена налогообложения земельной рентой и была одним из факторов упадка"

Да, Уикхем так и считает.

"зависимость численности населения от имеющихся на разные исторические моменты ресурсов"

А что Вы имеете в виду под "ресурсами"? Государственную казну? И потом, люди ведь способны извлекать разные ресурсы из одного и того же ланфшафта в зависимости от уровня технического прогресса?
(no subject) - annutta_12 - Aug. 25th, 2017 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 25th, 2017 09:34 pm (UTC) - Expand
alek_morse
Aug. 26th, 2017 01:27 am (UTC)
Кое-кто утверждает, что главной причиной упадка материальной культуры Рима было исчерпание серебряных рудников в Испании.
annutta_12
Aug. 26th, 2017 07:50 am (UTC)
Интересно, что возникновение Священной Римской Импери в Германии связано с разработкой серебряных рудников на севере Германии в Госларе, где и была провозглашена столица новой империи.

Edited at 2017-08-26 07:51 am (UTC)
(no subject) - alek_morse - Aug. 26th, 2017 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 26th, 2017 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Aug. 27th, 2017 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 27th, 2017 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 26th, 2017 02:50 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
Aug. 26th, 2017 04:49 pm (UTC)
Есть на эту тему две хорошие книжки А.Я.Гуревича: "Категории средневековой культуры" и "Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства". Написаны очень хорошо, читать нескучно!

Edited at 2017-08-26 04:50 pm (UTC)
egovoru
Aug. 26th, 2017 06:31 pm (UTC)
Спасибо, скачала их обе, попробую почитать. Правда, из оглавлений мне показалось, что они все же о несколько более позднем периоде, когда новые европейские государства уже более или менее оформились.
ros360
Aug. 27th, 2017 08:29 pm (UTC)
Упадок материальной культуры - несомненно. Но важно и то, что сама рента была меньше налогов, что дало возможность экономике впоследствии превзойти восточную! В Византии много всего понастроили за время "Тёмных веков", но они прошли, и гордым ромеям пришлось пойти на поклон к Западу.

Кстати, похожая история с рентой произошла в Китае ещё раньше, после свержения Цинь ши-Хуанди.
egovoru
Aug. 28th, 2017 02:04 pm (UTC)
"гордым ромеям пришлось пойти на поклон к Западу"

У Византии были другие проблемы - халифат, который, в отличие от множества независимых и враждующих между собой германских государств, представлял собой единый сплоченный фронт, то есть, борьба Византии с халифатом - это была уже борьба одной империи с другой.

Уикхем пишет, что халифат следует рассматривать тоже как непосредственного наследника Римской империи, хотя бы потому, что арабы-то как раз оставили в целости римскую систему сбора налогов и использовали ее уже в своих целях.
( 68 comments — Leave a comment )