?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нигде кроме

Маяковский восхищает своим безупречным чувством языка и непревзойденным мастерством обращения со словом. И все-таки даже в юности я оставалась равнодушной к его поэзии. Я не в силах разделить его страсть к épater le bourgeois, проникнуться презрением к «обывателю» и «мещанству», как не могу и согласиться, что «единица – вздор, единица – ноль».


«Тринадцатый апостол» Дмитрия Быкова показался мне интереснее двух прежних биографических книг этого автора – может, потому, что я хуже знаю предмет. «Пафос поэзии Маяковского — самоуничтожение, чтобы вследствие этого самоуничтожения пришли новые люди и новые поэты. <...> Маяковский ненавидит индивидуалистов не потому, что они исторически обречены, а потому, что завидует им. Они могут жить сами по себе, а он нет. <...> А с пролетариатом есть надежда — и на растворение, и на бессмертие, и на вечную, недосягаемую в жизни верность».

Меня всегда занимал вопрос, почему автор «ста томов партийных книжек» еще в 1910 году вышел из РСДРП и так никогда и не вступил в РКП(б), несмотря на дружбу не только с Осипом Бриком, но и с Яковом Аграновым? Про то, почему вышел (после того, как почти год отсидел в Бутырке), Быков пишет: «Ясно было, что ему невыносима опасность тюрьмы, сама мысль о ней,— и в партии его поняли», а вот почему не вступил, так и остается загадкой.

Версия Быкова, что Маяковский застрелился потому, что на его юбилейную выставку не пришел ни один из членов политбюро (я несколько утрирую мысль биографа), кажется мне правдоподобной. Хотелось бы верить, что поэт ужаснулся грядущему времени «крупных оптовых смертей», но этому нет документальных подтверждений: Быков пишет, что Маяковский ни разу не выступил в защиту преследуемых.


Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский,
уже начавший своего «Тринадцатого апостола», известного нам
как «Облако в штанах». Москва, 1914 (фото отсюда)

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • И на скале, замкнувшей зыбь залива

    Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и…

  • В мире нет еще такой стройки

    В дни моей юности даже совсем далекие от поэзии люди не могли не знать этого имени – а также этого лица, постоянно мелькавшего в телевизоре. Их…

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

Comments

spaniel90100
Sep. 30th, 2017 12:33 pm (UTC)
Да, я тоже не люблю заглавных букв вроде "Русские Ученые" :)
Но афанасьевскими терминами "Четвертая Воля" (4В) или, скажем, "Третья Логика" (3Л) приходится пользоваться.

Вся информация в моей верхней записи - и по Воле, и по остальным. Экономлю Вам эти два клика: https://spaniel90100.livejournal.com/76259.html
egovoru
Sep. 30th, 2017 12:48 pm (UTC)
Спасибо. Я недостаточно знаю биографию Маяковского, чтобы проверить соответствие всех пунктов описания, но вот инфантильным Быков его тоже называет, а также упоминает его верность данному слову.

Что же касается зависимости М. от Бриков, то не очень понятно, что имеется в виду? Скажем, материально все было наоборот: это Брики жили на доходы М. Кстати, Быков пишет, что подобные нестандартные треугольные "семьи" вообще были характерны для российских литераторов и называет в качестве примера еще Тургенева в семье Виардо и Некрасова в семье Панаевых. Я, опять же, недостаточно знакома с деталями их биографий, чтобы судить о том, насколько эти случаи были похожи на случай Маяковского.
spaniel90100
Sep. 30th, 2017 12:55 pm (UTC)
Я люблю книгу Юрия Карабчиевского "Воскресение Маяковского" и очень рекомендовала бы ее. Там и информация собрана аккуратно, и автор пишет великолепно, на мой вкус.

(О Тургеневе и Некрасове судить не могу.)
egovoru
Sep. 30th, 2017 01:09 pm (UTC)
Да, я прочла труд Карабчиевского еще в 80-х. Он куда более личный - я хочу сказать, автор вложил в него гораздо больше личного отношения, чем Дима, который, видимо, старался писать более отстраненно. Я предполагала сейчас перечитать Карабчиевского, для сравнения, но все же решила, что пока Маяковского с меня хватит.

Интересно, что никто из комментаторов не решился выдвинуть предположения в ответ на мой вопрос: почему все же Маяковский никогда не вступил в партию большевиков? Быков пишет и приводит достаточно цитат в подтверждение, что М. ненавидел социальный заказ, иными словами, весь его восторг по поводу коммунистического будущего - совершенно искренний. Казалось бы, ему самое место в партии. А Вы что думаете по этому поводу - почему он не вступил?
spaniel90100
Sep. 30th, 2017 01:20 pm (UTC)
Не знаю, почему не вступил.
Восторги у Маяковского действительно были искренние, но "ненавидел социальный заказ" - это какая-то чепуха. Он просто искренне сливался с социальным заказом.
egovoru
Sep. 30th, 2017 01:28 pm (UTC)
Вот что пишет Быков:

"Маяковский всегда ненавидел литературу «социального заказа», сколько бы ни пытались потом приписать сам этот термин именно ЛЕФу.

«Лицом к деревне» —
заданье дано,—
за гусли,
поэты-други!
Поймите ж —
лицо у меня
одно —
оно лицо,
а не флюгер,—

так сказано в очень хорошем стихотворении 1925 года «Верлен и Сезанн»."

А еще Быков цитирует очерк Варлама Шаламова:

«Собственную совесть Маяковский считал высшим прибором, дающим самые точные показания в литературной лодке».
spaniel90100
Sep. 30th, 2017 01:43 pm (UTC)
Шаламов, видимо, мерил по себе. А Маяковский позировал искренне. И очень подкупающе писал и про "флюгер", и про "мне бы строчить романсы" - прямо-таки можно поверить, что где-то еще он получал бы бОльшие гонорары...

Сам Быков это тоже прекрасно умеет. Нехорошо обсуждать живых людей, но все же не удержусь. Я потрясена недавно прочитанным стихотворением Быкова на похожую тему:
http://ru-bykov.livejournal.com/1347143.html

Какая естественность позы! Прямо-таки можно поверить, что писал нищий бездомный бедолага, а не популярный писатель с завидными тиражами... В следующем поколении нам тоже убедительно скажут, что для Быкова чистое искусство было важнее гонораров и он ненавидел социальные заказы...
egovoru
Sep. 30th, 2017 02:00 pm (UTC)
Быков пишет, что Маяковского всю жизнь терзали сомнения в нужности поэта для пролетариата (читай, публики вообще). Именно поэтому (это я уже добавляю от себя) он так и стремился к эстрадным выступлениям - ведь это самый простой способ убедиться в произведенном эффекте, а что думают читатели, понять не так-то просто (ведь тогда не было интернета :)

На мой взгляд, упомянутое Вами стихотворение Быкова тоже выдает подобную неуверенность: адекватное вознаграждение за свой труд он надеется получить только на небесах. Вот Вы говорите - "популярный писатель с завидными тиражами", но Вы ведь не знаете, во сколько оценивает свой труд сам автор? Судя по этому стихотворению, он таки считает, что здесь на земле ему недодали :)
spaniel90100
Sep. 30th, 2017 02:15 pm (UTC)
Да, но некоторым вообще ничего не дают, и он очень смело рядится именно в эту тогу.