?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нигде кроме

Маяковский восхищает своим безупречным чувством языка и непревзойденным мастерством обращения со словом. И все-таки даже в юности я оставалась равнодушной к его поэзии. Я не в силах разделить его страсть к épater le bourgeois, проникнуться презрением к «обывателю» и «мещанству», как не могу и согласиться, что «единица – вздор, единица – ноль».


«Тринадцатый апостол» Дмитрия Быкова показался мне интереснее двух прежних биографических книг этого автора – может, потому, что я хуже знаю предмет. «Пафос поэзии Маяковского — самоуничтожение, чтобы вследствие этого самоуничтожения пришли новые люди и новые поэты. <...> Маяковский ненавидит индивидуалистов не потому, что они исторически обречены, а потому, что завидует им. Они могут жить сами по себе, а он нет. <...> А с пролетариатом есть надежда — и на растворение, и на бессмертие, и на вечную, недосягаемую в жизни верность».

Меня всегда занимал вопрос, почему автор «ста томов партийных книжек» еще в 1910 году вышел из РСДРП и так никогда и не вступил в РКП(б), несмотря на дружбу не только с Осипом Бриком, но и с Яковом Аграновым? Про то, почему вышел (после того, как почти год отсидел в Бутырке), Быков пишет: «Ясно было, что ему невыносима опасность тюрьмы, сама мысль о ней,— и в партии его поняли», а вот почему не вступил, так и остается загадкой.

Версия Быкова, что Маяковский застрелился потому, что на его юбилейную выставку не пришел ни один из членов политбюро (я несколько утрирую мысль биографа), кажется мне правдоподобной. Хотелось бы верить, что поэт ужаснулся грядущему времени «крупных оптовых смертей», но этому нет документальных подтверждений: Быков пишет, что Маяковский ни разу не выступил в защиту преследуемых.


Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский,
уже начавший своего «Тринадцатого апостола», известного нам
как «Облако в штанах». Москва, 1914 (фото отсюда)

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

  • Приходит в мысль, что, если это проза

    Литературоведы не могут решить, считать ли верлибр особым типом стихов или все-таки прозы? У него нет ни рифм, ни метра: единственное, что роднит…

  • Мы с тобой одной крови

    Что бы ни говорили о подражании Диснею, а наш мультфильм под музыку Губайдулиной, который я помню еще как отдельные серии по черно-белому…

Comments

alex_new_york
Oct. 1st, 2017 02:25 pm (UTC)
Сравнительным анализом исторических документов я не занимался. Если заглянуть в нашу с Вами любимую Википедию, то можно сравнить историю применения смертной казни в Европе и в России:

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Смертная_казнь

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Смертная_казнь_в_России

Колоссальная разница моментально бросается в глаза.

А что касается "России - родины слонов", то исключительную кровавость утверждения моральных норм в Европе и историческую мягкость российских законов ведь и сами европейцы не оспаривают. Вот, например, что говорит на эту тему русская служба ВВС:

http://www.bbc.com/russian/russia/2014/05/140528_russia_elizabeth_death_penalty

По поводу не попавших в официальную статистику запоротых крепостных здравый смысл подсказывает, что счет вряд ли шел на сотни тысяч. Уже потому, что крепостные крестьяне, в отличие от английских бродяг, были для помещиков источником к существованию: продать - разумно, а систематически лишать жизни - непрактично.

Преимуществ предсказуемых, пусть и строгих законов по сравнению с произволом оспаривать не стану. О том, собственно, и речь. И с тем, что общемировая историческая тенденция состоит в смягчении жестоких законов тоже охотно соглашусь. Я попытался лишь обратить внимание на связь между изначальной мягкостью российских законов на фоне европейских - и культурных различиях между Европой и Россией в отношении к собственности, закону и порядку.



Edited at 2017-10-01 02:26 pm (UTC)
egovoru
Oct. 1st, 2017 02:55 pm (UTC)
"связь между изначальной мягкостью российских законов на фоне европейских - и культурных различиях между Европой и Россией в отношении к собственности, закону и порядку"

Признаться, эта тема кажется мне слишком сложной, чтобы иметь какое-то определенное мнение. Но, если Ваш конечный вывод состоит в том, что общественного порядка не бывает без закона, то я охотно под ним подпишусь. Солидарна я и с автором первоначального упомянутого Вами поста в том, что бессмысленно принимать законы, соблюдение которых общество не может контролировать. Проблема, как всегда, упирается в то, каким же должен быть механизм вырабатывания законов?

Наконец, относительно смертной казни: я придерживаюсь твердого убеждения, что ее быть не должно, поскольку невозможно исключить судебную ошибку. Думаю, что в этом отношении на меня очень повлиял давний французский фильм "Двое в городе" - не знаю, видели ли Вы его? Там Ален Делон играет человека, ошибочно приговоренного к смертной казни, а Жан Габен - следователя, который безуспешно пытается доказать невиновность осужденного. По-моему, никто, посмотревший этот фильм, не может настаивать на желанности смертной казни.
alex_new_york
Oct. 1st, 2017 04:17 pm (UTC)
Я убежденный противник смертной казни - впрочем, как и любых иных форм возврата к средневековью, будь то клерикализация общества или реставрация монархии. Всё это мракобесие и дикость. Когда в доме то и дело вылетают пробки, нужно устранять причину, а не переходить на дрова и свечи. И когда в автомобиле барахлит двигатель, нужно менять его на более современный, а не возвращаться к паровой или конной тяге.

Но если общество в свое время не усвоило некоторые важные уроки, и это мешает ему развиваться, то важно найти эффективные современные способы восполнения этого пробела. Современные информационные и банковско-финансовые технологии создают множество новых технических возможностей для пресечения противоправной деятельности и внедрения стимулирующей экономико-технологическое развитие культуры. Возвращаться в средневековье для этого совершенно не обязательно.




Edited at 2017-10-01 04:19 pm (UTC)
egovoru
Oct. 1st, 2017 06:06 pm (UTC)
"Современные информационные и банковско-финансовые технологии создают множество новых технических возможностей"

Вероятно, но я опасаюсь, что это как со всякой техникой: важно не просто ее приобрести, но научиться с ней обращаться. Культурный прогресс, по-видимому, состоит в вырабатывании полезных привычек, а на это нужно время. Возможно, какие-то технологии действительно могут ускорить этот процесс, но, если бы это было так просто, нам с Вами сейчас было бы нечего обсуждать.