?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нигде кроме

Маяковский восхищает своим безупречным чувством языка и непревзойденным мастерством обращения со словом. И все-таки даже в юности я оставалась равнодушной к его поэзии. Я не в силах разделить его страсть к épater le bourgeois, проникнуться презрением к «обывателю» и «мещанству», как не могу и согласиться, что «единица – вздор, единица – ноль».


«Тринадцатый апостол» Дмитрия Быкова показался мне интереснее двух прежних биографических книг этого автора – может, потому, что я хуже знаю предмет. «Пафос поэзии Маяковского — самоуничтожение, чтобы вследствие этого самоуничтожения пришли новые люди и новые поэты. <...> Маяковский ненавидит индивидуалистов не потому, что они исторически обречены, а потому, что завидует им. Они могут жить сами по себе, а он нет. <...> А с пролетариатом есть надежда — и на растворение, и на бессмертие, и на вечную, недосягаемую в жизни верность».

Меня всегда занимал вопрос, почему автор «ста томов партийных книжек» еще в 1910 году вышел из РСДРП и так никогда и не вступил в РКП(б), несмотря на дружбу не только с Осипом Бриком, но и с Яковом Аграновым? Про то, почему вышел (после того, как почти год отсидел в Бутырке), Быков пишет: «Ясно было, что ему невыносима опасность тюрьмы, сама мысль о ней,— и в партии его поняли», а вот почему не вступил, так и остается загадкой.

Версия Быкова, что Маяковский застрелился потому, что на его юбилейную выставку не пришел ни один из членов политбюро (я несколько утрирую мысль биографа), кажется мне правдоподобной. Хотелось бы верить, что поэт ужаснулся грядущему времени «крупных оптовых смертей», но этому нет документальных подтверждений: Быков пишет, что Маяковский ни разу не выступил в защиту преследуемых.


Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский,
уже начавший своего «Тринадцатого апостола», известного нам
как «Облако в штанах». Москва, 1914 (фото отсюда)

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • И на скале, замкнувшей зыбь залива

    Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и…

  • В мире нет еще такой стройки

    В дни моей юности даже совсем далекие от поэзии люди не могли не знать этого имени – а также этого лица, постоянно мелькавшего в телевизоре. Их…

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

Comments

alex_new_york
Oct. 1st, 2017 04:17 pm (UTC)
Я убежденный противник смертной казни - впрочем, как и любых иных форм возврата к средневековью, будь то клерикализация общества или реставрация монархии. Всё это мракобесие и дикость. Когда в доме то и дело вылетают пробки, нужно устранять причину, а не переходить на дрова и свечи. И когда в автомобиле барахлит двигатель, нужно менять его на более современный, а не возвращаться к паровой или конной тяге.

Но если общество в свое время не усвоило некоторые важные уроки, и это мешает ему развиваться, то важно найти эффективные современные способы восполнения этого пробела. Современные информационные и банковско-финансовые технологии создают множество новых технических возможностей для пресечения противоправной деятельности и внедрения стимулирующей экономико-технологическое развитие культуры. Возвращаться в средневековье для этого совершенно не обязательно.




Edited at 2017-10-01 04:19 pm (UTC)
egovoru
Oct. 1st, 2017 06:06 pm (UTC)
"Современные информационные и банковско-финансовые технологии создают множество новых технических возможностей"

Вероятно, но я опасаюсь, что это как со всякой техникой: важно не просто ее приобрести, но научиться с ней обращаться. Культурный прогресс, по-видимому, состоит в вырабатывании полезных привычек, а на это нужно время. Возможно, какие-то технологии действительно могут ускорить этот процесс, но, если бы это было так просто, нам с Вами сейчас было бы нечего обсуждать.