?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает другую себе на прокорм, как сегодня мы поступаем с коровами. Книжка свежеиспеченного нобелевского лауреата развивает ту же тему, только цель выращивания – уже не котлеты, а донорские органы. В соответствии с нынешним уровнем биотехнологии раса доноров пополняется за счет клонирования.


Однако проблемы донорства волнуют автора меньше всего: он просто использует этот жуткий антураж для исследования процесса обычного взросления. Да, участь клонов предрешена, но ведь и наша тоже. Как говорил Воланд: «Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен». Книжка Исигуро – «роман воспитания» об адаптации к этой мысли.

Как в реальной жизни мы держим скотобойни подальше от глаз, так и в романе Исигуро человечество изолирует детей-клонов от будущих реципиентов их органов. Но эта изоляция позволяет автору выявить ограниченность горизонта и обычного детства, о которой мы редко задумываемся. Книга, написанная от первого лица одного из клонов, состоит из перечисления происшествий в их замкнутом мирке и размышлений о причинах тех или иных слов и поступков его обитателей. В этом смысле она напоминает романы Джейн Остин, хотя там камерность существования провинциальных невест – следствие женского бесправия, свойственного тому времени. Сходство – может быть, и сознательное, ведь Исигуро вырос в Англии – усугубляется еще и тем, что его рассказчик – женского пола.

Примечателен язык повествования – не то что неправильный, но слишком детский для 30-летней героини. Может, потому, что английский для Исигуро – не родной, но скорее – как способ подчеркнуть необычное происхождение персонажа.

Несмотря на значительность темы, книжка не произвела на меня такого сильного впечатления, как, например, «Цветы для Алджернона», где фантастические обстоятельства тоже используются для создания выразительной метафоры обычной жизни. Но, может, другие читатели окажутся более восприимчивыми?

neverletmego20101080pblurayx264yify01_08_04_05still003

А вот фильм Марка Романека (2010) мне понравился.
В ролях: Эндрю Гарфилд, Кира Найтли и Кэри Маллиган,
и все трое сыграли отлично (кадр из фильма
с сайта Дэвида Брайана, дизайнера съемок)

Tags:

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Мы с тобой одной крови

    Что бы ни говорили о подражании Диснею, а наш мультфильм под музыку Губайдулиной, который я помню еще как отдельные серии по черно-белому…

Comments

egovoru
Nov. 2nd, 2017 11:07 pm (UTC)
Большинство людей, с кем мне доводилось говорить на эту тему, помнят определенный момент осознания собственной смертности и ужас, охвативший их по этому поводу. Но я здесь - исключение: у меня такого определенного момента не было, а было ощущение, что я это знала всегда. Я отношу это на счет того обстоятельства, что мой отец был хиругом, едва ли не каждый день выполняющим сложные операции, и смерть больных была частой темой за обеденным столом. Видимо, я как-то исподволь привыкла к этой мысли?

"Я и сегодня не уверен"

А как по-Вашему, что маркирует окончание детства?
noname_rambler
Nov. 3rd, 2017 05:16 am (UTC)
У меня это осмысление было философического плана. Я читал исторический роман, и вдруг как молния – мысль: а ведь всех этих людей сейчас нет? Ну и несложное умозаключение – а ведь через несколько десятков лет ... Тут всё дело именно в остроте момента, такой пиковый выброс, потом то всё сглаживается. У Толстого нечто подобное – "арзамасский ужас", но он как мне кажется накручивает...
А вот в переходе от детства к взрослой жизни такой остроты не было, потому и трудно выделить маркер. Тут единственное, что приходит в голову – окончание школы (институт, общага, самостоятельная – в какой-то мере – жизнь), ну это банально конечно...

Edited at 2017-11-03 05:17 am (UTC)