?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает другую себе на прокорм, как сегодня мы поступаем с коровами. Книжка свежеиспеченного нобелевского лауреата развивает ту же тему, только цель выращивания – уже не котлеты, а донорские органы. В соответствии с нынешним уровнем биотехнологии раса доноров пополняется за счет клонирования.


Однако проблемы донорства волнуют автора меньше всего: он просто использует этот жуткий антураж для исследования процесса обычного взросления. Да, участь клонов предрешена, но ведь и наша тоже. Как говорил Воланд: «Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен». Книжка Исигуро – «роман воспитания» об адаптации к этой мысли.

Как в реальной жизни мы держим скотобойни подальше от глаз, так и в романе Исигуро человечество изолирует детей-клонов от будущих реципиентов их органов. Но эта изоляция позволяет автору выявить ограниченность горизонта и обычного детства, о которой мы редко задумываемся. Книга, написанная от первого лица одного из клонов, состоит из перечисления происшествий в их замкнутом мирке и размышлений о причинах тех или иных слов и поступков его обитателей. В этом смысле она напоминает романы Джейн Остин, хотя там камерность существования провинциальных невест – следствие женского бесправия, свойственного тому времени. Сходство – может быть, и сознательное, ведь Исигуро вырос в Англии – усугубляется еще и тем, что его рассказчик – женского пола.

Примечателен язык повествования – не то что неправильный, но слишком детский для 30-летней героини. Может, потому, что английский для Исигуро – не родной, но скорее – как способ подчеркнуть необычное происхождение персонажа.

Несмотря на значительность темы, книжка не произвела на меня такого сильного впечатления, как, например, «Цветы для Алджернона», где фантастические обстоятельства тоже используются для создания выразительной метафоры обычной жизни. Но, может, другие читатели окажутся более восприимчивыми?

neverletmego20101080pblurayx264yify01_08_04_05still003

А вот фильм Марка Романека (2010) мне понравился.
В ролях: Эндрю Гарфилд, Кира Найтли и Кэри Маллиган,
и все трое сыграли отлично (кадр из фильма
с сайта Дэвида Брайана, дизайнера съемок)

Tags:

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • О смертный! Если небо ты презрел

    В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида:…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Мы с тобой одной крови

    Что бы ни говорили о подражании Диснею, а наш мультфильм под музыку Губайдулиной, который я помню еще как отдельные серии по черно-белому…

Comments

noname_rambler
Nov. 4th, 2017 02:46 pm (UTC)
Нет, Мураками не буду рекомендовать, а вот Чан Ань Хунга – пожалуй, тем более что кино то Вы смотрите... Последний его фильм, Вечность, там есть одна сцена, на которой меня реально вставило – "ух ты, как здорово это сделано". Минимумом средств, без тревожной музыки и прочего – а сцена очень драматическая. Всё спокойно, идиллия, фильм вообще такой идиллический, пастораль, семейная сага, вся жуть (а время жуткое – 20-й век, начало, середина) происходит за кадром – и тут ты понимаешь, что случилось нечто страшное (ну, человек пропал, утонул – буду спойлить, чего уж там) – но в кадре ничего не меняется, темпоритм:) не меняется.
egovoru
Nov. 4th, 2017 02:53 pm (UTC)
Спасибо за рекомендацию, попробую найти этот фильм. Но только этот режиссер ведь не японец по происхождению, а вьетнамец?
noname_rambler
Nov. 4th, 2017 03:27 pm (UTC)
Вьетнамец, да, его семья сбежала во Францию, так что история с ним где-то параллельная Исигуро.
egovoru
Nov. 4th, 2017 03:31 pm (UTC)
Да, история его жизни - непосредственно из другого замечательного фильма, "Индокитай" :)