?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

До меня дошло то, что вы, уважаемые, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что идеология, десятилетиями насаждавшаяся авторитарным государством, называлась «научным коммунизмом». Так что задачу нынешних российских просветителей я вижу не столько в распространении самих научных знаний, сколько в терпеливом разъяснении того, чем они отличаются от содержания «Краткого курса истории ВКП(б)».


Ученые вроде бы больше годятся на эту роль, чем журналисты, но беда в том, что язык ученых, увы, «испорчен» требованиями к оформлению профессиональных публикаций: проще говоря, большинство ученых пишут уж больно занудно. А популярная книжка должна быть занимательной, потому что читают ее люди, уже уставшие от своей основной работы или учебы. К тому же у этой деятельности нет престижа в научной среде – популяризация науки, как и преподавание, в России почему-то считается уделом тех, кто не преуспел в лаборатории. Хорошо хоть зарубежные нобелевские лауреаты не гнушаются :)

Я с благодарностью вспоминаю популярные книги своего детства. Вот некоторые из них, в порядке года выхода и степени сложности. Они и сейчас не утратили актуальности, и тексты их есть в сети. Каждая книжка написана профессиональным ученым и может служить образцом для тех из них, кто хочет попробовать свои силы в популярном жанре.

Popular science books

Зоолог Игорь Акимушкин был широко известным автором, особенно благодаря своему шеститомному «Миру животных», а это – его первая книжка (1961). В ней он рассказывает о снежном человеке, лох-несском чудовище и прочих так и не подтвердившихся легендах о таинственных существах – а также о подтвердившихся.

Ботаник Сергей Ивченко не столь знаменит, но его книжка (1969) тоже превосходна. Правда, ее название не совсем соответствует содержанию: она не о ботанике, а о растениях в нашей жизни – каждая глава посвящена какому-нибудь одному виду. Строго говоря, и его книжка, и книжка Акимушкина – популяризация не столько науки биологии, сколько любви к природе, но это нисколько не умаляет их ценности.

А вот книжка Бориса Медникова (1975) – это уже захватывающее изложение истории научных идей, а именно, представлений о биологической эволюции. Конечно, с тех пор мы сильно продвинулись в понимании ее механизмов, но этот труд по-прежнему можно рекомендовать для первого знакомства с предметом.

Наконец, книжка Владимира Скулачева (1985) – рассказ о собственной работе автора и его коллег. Слово из ее заглавия присвоили экстрасенсы, но речь в ней идет о преобразовании энергии клеточными мембранами (главным образом о дыхании и фотосинтезе). Я ее прочла, уже заканчивая университет, но написана она для самой широкой аудитории.

А вы, уважаемые, читали в детстве какую-нибудь научно-популярную литературу?

Posts from This Journal by “наука” Tag

  • Товарищ, верь: взойдет она

    Иные полагают, что наука – это новый род веры: дескать, раньше верили в Бога, а теперь верят во что-то другое, вот и вся разница. И я…

  • Что-то физики в почете

    Дискуссия, развернувшаяся в советской печати в середине прошлого века, почти дословно воспроизводит спор Евгения Васильевича Базарова и Павла…

  • В науки он вперит ум, алчущий познаний

    Свою вторую книжку Дэвид Дойч начинает с обсуждения сущности новоевропейского естествознания – вернее, с попытки объяснить свое несогласие с…

Comments

( 148 comments — Leave a comment )
hyperboreus
Nov. 22nd, 2017 04:25 pm (UTC)
А вы, уважаемые, читали в детстве какую-нибудь научно-популярную литературу?//

О, разумеется! Всё, что попадалось )) Особенно, связанное с космосом (и динозаврами). А какую-то книжку про завод (красивую, с картинками) так раз пять брал в библиотеке. Сейчас и названия не вспомню. Даже интересно, как она называлась.
egovoru
Nov. 23rd, 2017 12:32 am (UTC)
Про завод у меня точно не было, а вот разыскать я бы хотела книжку - сказку про мир цифр, куда попадает герой-мальчик (типа "В стране невыученных уроков", но не она), которую мне в детстве давали почитать знакомые, и которая мне очень понравилась. Я, увы, не помню ни автора, ни названия, но там среди героев была мнимая единица, которая говорила: "И мнимая единица на что-нибудь пригодится!". Не припоминаете ничего такого?

Update: Ура, та книжка нашлась!

Edited at 2017-11-23 01:27 am (UTC)
vika_1_2
Nov. 22nd, 2017 05:08 pm (UTC)
"Занимательная математика" - Перельман.
И прочие "занимательные" - арифметика, еще что-то - такие книжки я очень искала и любила.
"Слово о словах" Лев Успенский. Очень хорошо для детей о лингвистике.
Борис Житков - название не помню, как делали в старину деревянные избы, мельницы и прочее.
"Неизбежность странного мира", Даниил Данин - об исследованиях элементарных частиц
egovoru
Nov. 23rd, 2017 12:37 am (UTC)
Да, книжки Перельмана и Успенского мне тоже попадались, а "Неизбежность" даже была у нас дома. А вот что касается Житкова, то я его горячая поклонница, но такой книжки, как Вы описываете, у меня не было, а была другая, о которой здесь был отдельный пост.
(no subject) - vika_1_2 - Nov. 23rd, 2017 04:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vika_1_2 - Nov. 24th, 2017 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2017 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vika_1_2 - Nov. 24th, 2017 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2017 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vika_1_2 - Nov. 23rd, 2017 05:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 12:17 pm (UTC) - Expand
umbloo
Nov. 22nd, 2017 05:11 pm (UTC)
Ну, вот если у мекня в голове и осталось хоть что-то по части математики и физики (немного, честно говоря) - то никак не благодаря школьным учебникам и учителям, а благодаря научно-популярным книжкам Перельмана и Гальперштейна. Ну и Акимушкин само собой (хотя началось у меня знакомство с зоологией не с него, а с бабушкиного дореволюционного "Иллюстрированного мира животных" Маршала, и классификация в голове, скажем, так и засела та, которой пользовался Маршал и которую с тех пор не раз пересматривали...
egovoru
Nov. 23rd, 2017 12:44 am (UTC)
"бабушкиного дореволюционного "Иллюстрированного мира животных" Маршала"

Ого, как Вам повезло! Я про такую книгу прежде никогда даже не слышала - ведь до революции обычно читали Альфреда Брема - но, найдя ее в интернете, поняла, какая солидная это была вещь: 360 рисунков, не считая цветных!

(no subject) - umbloo - Nov. 23rd, 2017 12:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 01:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Nov. 23rd, 2017 01:10 am (UTC) - Expand
marigranula
Nov. 22nd, 2017 05:47 pm (UTC)
Первые книжки - КОАПП, и Даррел и Кусто (если их считать). А потом ещё неизбежности странного мира, Жизнь животных (многотомник), силы в природе, Двойная спираль
egovoru
Nov. 23rd, 2017 12:57 am (UTC)
Книжки Даррелла я в детстве знала почти наизусть и собиралась основать свой зоопарк, когда подрасту :) Кусто у меня тоже был, а вот из "Жизни животных" моим родителям удалось раздобыть только один том про насекомых, и я отчетливо помню, что я не сразу осмелилась смотреть на некоторые картинки в нем :)

"Двойную спираль" все мои друзья тоже прочли в детстве (кажется, отрывки печатали в каком-то журнале?), но мне она долго не попадалась, пока уже в 2000-х годах я не купила Norton Critical Edition, где она напечатана вместе с множеством рецензий, опубликованных в год ее выхода, которые читать было почти столь же интересно, как саму "Спираль"!
(no subject) - marigranula - Nov. 23rd, 2017 05:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 12:24 pm (UTC) - Expand
tijd
Nov. 22nd, 2017 07:07 pm (UTC)
Были хорошие книжки по математике. Для младших классов - "Приключения нулика", для старших помню книги И.М. Яглома. Перельмана уже вспоминали. Но самые занимательные были переводные, издательства «Мир». Мартин Гарднер например.

По физике вспомнилась брошюра Ландау и Румера про теорию относительности.

egovoru
Nov. 23rd, 2017 01:02 am (UTC)
"Для младших классов - "Приключения нулика"

О, это не там ли была Мнимая единица, которая говорила "И мнимая единица на что-нибудь пригодится!"?

Переводные книжки по физике у меня тоже были, например, вот эта, но она, хотя популярный, но все же целый систематический курс, не просто "рассказы о".

(no subject) - tijd - Nov. 23rd, 2017 01:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 01:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 23rd, 2017 04:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2017 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 23rd, 2017 07:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2017 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 26th, 2017 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2017 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 26th, 2017 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2017 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 23rd, 2017 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 23rd, 2017 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 24th, 2017 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2017 01:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 24th, 2017 02:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2017 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 24th, 2017 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2017 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 25th, 2017 05:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2017 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 25th, 2017 05:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2017 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 25th, 2017 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2017 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 26th, 2017 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2017 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 26th, 2017 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2017 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 26th, 2017 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2017 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 26th, 2017 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 26th, 2017 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 26th, 2017 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2017 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 27th, 2017 06:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 27th, 2017 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 27th, 2017 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 28th, 2017 01:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 28th, 2017 03:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 28th, 2017 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 28th, 2017 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 29th, 2017 12:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 29th, 2017 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 29th, 2017 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 27th, 2017 03:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2017 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 27th, 2017 05:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 27th, 2017 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 27th, 2017 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 28th, 2017 01:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 28th, 2017 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 28th, 2017 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 28th, 2017 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 29th, 2017 12:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 29th, 2017 03:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Dec. 3rd, 2017 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2017 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Dec. 3rd, 2017 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2017 01:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Dec. 4th, 2017 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 5th, 2017 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Dec. 6th, 2017 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2017 11:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Dec. 15th, 2017 12:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 15th, 2017 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Dec. 17th, 2017 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 20th, 2017 11:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Jan. 12th, 2018 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 13th, 2018 01:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Jan. 17th, 2018 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 17th, 2018 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Jan. 17th, 2018 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 17th, 2018 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Jan. 17th, 2018 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 18th, 2018 12:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Jan. 19th, 2018 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Nov. 23rd, 2017 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 28th, 2017 01:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 28th, 2017 05:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 28th, 2017 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 28th, 2017 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 28th, 2017 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Nov. 29th, 2017 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Nov. 30th, 2017 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 1st, 2017 12:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Dec. 3rd, 2017 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2017 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rock_25 - Dec. 3rd, 2017 05:43 pm (UTC) - Expand
gomazkov
Nov. 22nd, 2017 07:34 pm (UTC)
Акимушкин - до дыр. Было и много другого - столь же естественно-научного - но уже не припомню, потому что судьба вдруг резко своротила на неосвоенные предками пути.)
egovoru
Nov. 23rd, 2017 01:04 am (UTC)
Ну, у Вас-то уж наверняка был полон дом популярных книжек по биологии :)
(no subject) - gomazkov - Nov. 23rd, 2017 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Nov. 23rd, 2017 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 01:21 pm (UTC) - Expand
steblya_kam
Nov. 23rd, 2017 07:42 am (UTC)
Научно-популярную литературу читала чуть ли не с пяти лет. Только набор был более случайный. С 7 лет выписывала журнал "Юный натуралист", с этого же возраста была записана в детскую библиотеку и пёрла оттуда всё познавательное, что могла найти. Один раз шокировала родителей, притащив книжку по нейрофизиологии, рассчитанную, как я теперь понимаю, на старшеклассников - а мне было 9.
egovoru
Nov. 23rd, 2017 12:40 pm (UTC)
О, мне тоже "Юный натуралист" выписали в первом классе, по моей настоятельной просьбе! Отличный был журнал. У моей подруги была "Лесная газета" Виталия Бианки -
тоже была вещь. И в детскую библиотеку нас в школе всех записали в том же возрасте, но из нее мне больше всего запомнилась книжка про доисторического мальчика. Увы, не помню ни ее названия, ни автора :(

А можете Вы проследить, откуда у Вас появился интерес к живой природе? Я - нет, сколько ни пытаюсь.
(no subject) - steblya_kam - Nov. 26th, 2017 06:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2017 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 27th, 2017 08:05 am (UTC) - Expand
le_ra
Nov. 23rd, 2017 07:45 am (UTC)
Книжку Акимушкина мне дала учительница биологии в 5 классе (в сочетании с неслыханной привилегией просто сидеть и читать ее во время урока, пока она занимается с остальным классом). Увы, на вынос книжка не давалась, но пару раз удалось проигнорировать звонок и остаться сидеть, тем более что урок был последним по расписанию.
Еще из популярных книжек был Камил Фламмарион (Занимательная астрономия). Он уже тогда (т.е. в самом начале ХХ века) вполне однозначно прошелся по всяким Нибиру/Немезисам, так что меня очень удивил тот факт, что эти "теории" вдруг всплыли сто лет спустя по второму кругу.
egovoru
Nov. 23rd, 2017 12:51 pm (UTC)
Ого, а я даже не знала, что Фламмариона издавали в советское время - мне это имя встречалось только в других книгах, а в руках я его никогда не держала. А у тебя была вот такая?



А Акимушкина ты имеешь в виду вот эту самую книжку, про невиданных зверей? Меня в ней более всего поразило описание даже не всяких йети, а самого тропического леса, с которого она начинается. Я даже сейчас наизусть помню цитату из записок какого-то путешественника, которую приводит автор: "О сельва, подруга безмолвия, мать одиночества и туманов!". И еще - про то, как пираньи мгновенно обгладывают до скелета быка, пришедшего на водопой ;)
(no subject) - le_ra - Nov. 23rd, 2017 01:07 pm (UTC) - Expand
zlata_gl
Nov. 23rd, 2017 08:41 am (UTC)
А вы, уважаемые, читали в детстве какую-нибудь научно-п
Читала почти всё, перечисленное здесь в комментах. И много чего еще.
Перельман - мой первый раввин :-)
Зачитала до дыр "Занимательную арифметику" к 3-му классу.
"Слово о словах" Успенского.
"Три дня в Карликании", "Черная маску из Аль-Джебры",
"Приключения Рассеянного Магистра" Левшина. (И мнимая единица может на что-нибудь пригодиться).
"Реникса" Китайгородского.
Прекрасный сериал "Др Земли еще далеко", "На этой планете можно жить" итд - Свирина и Лященко.
"Новая занимательная астрономию", "По следам бесконечности", "Наступление продолжается" (прекрасная антирелигиозная) - Комарова.
"От нейтрино до Вселенной".
Прекрасная книжка про СТО "Очевидное ? Нет, еще неизведанное" Смилги.
Седов "Репортаж с Ничейной Земли" - про биты и информацию
Роза Петер "Игра с бесконечностью"
"Арифметика наследственности" Сойфера. Потом объясняла маме про группы крови. Она врач, но ее студенчество пришлось на гонения "продажной девки империализма".
М.Ильин - "Рассказы о вещах" и все 3 тома дальше.
egovoru
Nov. 23rd, 2017 12:58 pm (UTC)
Re: А вы, уважаемые, читали в детстве какую-нибудь научно
Ого, какой внушительный список! А где же Вам (вернее, Вашим родителям) удавалось достать все это? Во времена моего детства с книгами было очень туго, купить их было почти невозможно. Зато ими было принято делиться, т.е., давать почитать знакомым, и многие книжки попадали ко мне в руки только на короткое время - как, например, прекрасные книжки Левшина, имя которого я напрочь забыла, как и названия книг. Но интересно, что Вы уже третий их читатель, который больше всего запомнил именно мнимую единицу!
zwh
Nov. 23rd, 2017 09:30 am (UTC)
Как же как же. Перельман "Занимательная физика". Роджерса три тома (однако не понравилось, длинно и скучно). Но книга, которая перевернула и мою жизнь, и жизнь моих детей - это "Волшебный двурог" Сергея Боброва. Увлекся математикой с тех пор.

Edited at 2017-11-23 09:48 am (UTC)
egovoru
Nov. 23rd, 2017 01:02 pm (UTC)
Ого, а расскажите, пожалуйста, об этом "Двуроге" более подробно - я о таком никогда даже не слышала!

А трехтомник Роджерса - это ведь не популярная книжка, а систематический учебник, просто написанный в несколько неканоническом стиле. Он, конечно, не для чтения после обеда, а для серьезного изучения. Я тоже освоила его только частично.
(no subject) - zwh - Nov. 23rd, 2017 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 23rd, 2017 01:25 pm (UTC) - Expand
peggy_s
Nov. 23rd, 2017 10:34 am (UTC)
Были хорошие книги Леви по работе мозга - "Охота за мыслью" и еще что-то.
egovoru
Nov. 23rd, 2017 01:16 pm (UTC)
"Охота за мыслью" - это, как я понимаю, его первая книжка, она мне никогда не попадалась, а вот "Искусство быть собой", я помню, мы все прочли и бурно обсуждали, когда учились в старших классах школы (надо думать, тогда как раз вышло ее второе издание, 77-го года).

Вот этот ЖЖ-аккаунт, кажется, принадлежит ему - во всяком случае, дата рождения и другие детали совпадают. Если это так, то автор и по сей день пребывает в весьма активной форме, не смотря на свое почти 80-летие :)
(no subject) - peggy_s - Nov. 25th, 2017 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2017 08:29 pm (UTC) - Expand
alek_morse
Nov. 25th, 2017 12:13 am (UTC)
// До меня дошло то, что вы, уважаемые, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что идеология, десятилетиями насаждавшаяся авторитарным государством, называлась «научным коммунизмом». //

Зачётный сарказм ;)
livejournal
Nov. 25th, 2017 07:19 pm (UTC)
Вера. Наука. Вера в науку.
User zona_riska referenced to your post from Вера. Наука. Вера в науку. saying: [...] «Краткого курса истории ВКП(б)». (Отсюда: https://egovoru.livejournal.com/110834.html [...]
peggy_s
Nov. 25th, 2017 08:08 pm (UTC)
О! Вспомнила книжку. Г. Рей "Звезды". Совершенно прекрасная книга по астрономии (не астрофизике а именно карта звездного неба). Пару лет назад ее переиздали, я тут же ухватила - более внятной книги по теме я не встречала, описания созвездий такие, что по сию пору нахожу.
egovoru
Nov. 25th, 2017 08:37 pm (UTC)
Да, и, кажется, это новое издание - очень качественное: я посмотрела в сети картинки. Но у меня, увы, такой книжки в детстве не было, хотя что-то такое про созвездия и связанные с ними древние легенды я помню. Но, кажется, это была скорее не астрономия, а мифология :)
(no subject) - peggy_s - Nov. 25th, 2017 08:40 pm (UTC) - Expand
a_fixx
May. 2nd, 2018 07:35 am (UTC)
Интересно, а были ли книги типа "Занимательно о научном коммунизме"? :) Может быть, это тоже один из способов проверить - наука или не наука? Вероятно, нельзя написать популярно и интересно простым языком о том, что не имеет в своей сердцевине стремления к познанию истины, а представляет из себя какой-то наукообразный идеологический конструкт, например. Кстати, для сравнения, про религию так написать можно, хороший пример - "Просто христианство" Клайва Льюиса.
egovoru
May. 2nd, 2018 12:34 pm (UTC)
Я думаю, занимательно можно написать о чем угодно. Проблема, однако, в том, что научный коммунизм и сейчас еще порождает жаркие страсти: ведь у него и сейчас есть поклонники - в частности, среди тех, кто не испробовал его на своей шкуре. Они говорят, что тогда коммунизм не сработал, потому что были допущены ошибки, а вот они сами знают, как надо :(

Другое дело, что на определение "научный" теперь уже не так напирают, потому что сама наука как таковая уже утратила тот авторитет в обществе, какой у нее был во времена Маркса. А самое забавное, что ведь нельзя исключить, что когда-нибудь, на новом технологическом витке, коммунистическая идея действительно окажется жизнеспособной :)
( 148 comments — Leave a comment )