egovoru (egovoru) wrote,
egovoru
egovoru

Categories:

Колорадо мое, Колорадо

Первый нотный сборник ковбойских баллад вышел из печати уже в 1910 году, через три года после книжки О. Генри «Сердце запада». Но настоящая популярность пришла к этому музыкальному жанру только через четверть века, с расцветом голливудского вестерна.


Может быть, лучший его образец – оскароносная песня из знаменитого фильма «High noon» / «Ровно в полдень» (1952). Это не подлинная фольклорная баллада, а блестящая стилизация. Автор музыки – голливудский композитор Дмитрий Темкин, ученик Глазунова и некогда завсегдатай петербургской «Бродячей собаки». Не правда ли, причудливо тасуется колода?


В фильме эта баллада звучит за кадром, во время начальных титров,
а тут – ее исполнитель, Текс Риттер, на концерте в 1969-м.
А вот статья о влиянии этого хита на дальнейшее развитие жанра

Гэри Купер в этом фильме похож на Майю Плисецкую в «Кармен-сюите», когда-то виденную мною на сцене Большого театра: не первой молодости герой, который берет не удалью, а безошибочностью движений. Обычно этот актер выглядит деревянным манекеном, но здесь он как раз на месте. Cама постановка Фреда Циннемана (кстати, выходца из Австрии) – предельно минималистская, сфокусированная на эпическом существе дела: «If I'm a man, I must be brave» / «Если я мужчина, я должен быть смелым».

Песня, как и фильм, вроде бы повествует о пресловутом конфликте между чувством и долгом, но на самом деле герой уже все решил: «Although you’re grievin’, I can’t be leavin’ until I shoot Frank Miller dead» / «Хоть это тебя и огорчает, но я не могу уехать с тобой, пока не прикончу Фрэнка Миллера». Иными словами: «Первым делом, первым делом – самолеты, ну а девушки, а девушки – потом!» :)


Заключительная сцена из фильма, когда герой швыряет в пыль свою маршальскую звезду, и снова звучит куплет из той самой песни. А за саундтрек в целом Темкин получил отдельный, второй «Оскар»

В СССР этот фильм не показывали. Владимир Туриянский, автор «Монтаны», вспоминает, что на создание своего варианта ковбойской баллады его вдохновили более ранние трофейные ленты, увиденные в конце 40-х или начале 50-х. Среди них был «Дилижанс» (1939) с Джоном Уэйном, известный в советском прокате как «Путешествие будет опасным». Слова же песни из заглавия поста принадлежат Виктору Баранову – но, увы, видеозаписи авторского исполнения я в сети не нашла :(


Ковбойский оркестр Додж Сити, основанный в 1879 г.
(фото Исторического общества Канзаса).
Примечательно обилие растительности на лицах –
по контрасту с гладко выбритым персонажем Гэри Купера

Tags: Новый Свет, кино, песни нашего века
Subscribe

Posts from This Journal “песни нашего века” Tag

  • Hava nagila, have two nagila

    У меня в уме эта песня звучит, конечно, голосами сестер Бэрри, но на самом деле популярной в США ее сделал Гарри Белафонте, чей дед был сефардом.…

  • С детства шхуна, и клипер, и стройный фрегат

    Предупреждаю сразу: этот пост – не для слабосильных! Обычно я стараюсь себя обуздывать – уж если и вставляю видео, то только одно. Но взявшись за…

  • Умирать нам, солдатам – солдатами

    Трудно найти более эмоционально насыщенную мелодию, чем эта композиция полкового трубача Василия Агапкина. В ее минорной тональности одновременно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments