Может быть, лучший его образец – оскароносная песня из знаменитого фильма «High noon» / «Ровно в полдень» (1952). Это не подлинная фольклорная баллада, а блестящая стилизация. Автор музыки – голливудский композитор Дмитрий Темкин, ученик Глазунова и некогда завсегдатай петербургской «Бродячей собаки». Не правда ли, причудливо тасуется колода?
а тут – ее исполнитель, Текс Риттер, на концерте в 1969-м.
А вот статья о влиянии этого хита на дальнейшее развитие жанра
Гэри Купер в этом фильме похож на Майю Плисецкую в «Кармен-сюите», когда-то виденную мною на сцене Большого театра: не первой молодости герой, который берет не удалью, а безошибочностью движений. Обычно этот актер выглядит деревянным манекеном, но здесь он как раз на месте. Cама постановка Фреда Циннемана (кстати, выходца из Австрии) – предельно минималистская, сфокусированная на эпическом существе дела: «If I'm a man, I must be brave» / «Если я мужчина, я должен быть смелым».
Песня, как и фильм, вроде бы повествует о пресловутом конфликте между чувством и долгом, но на самом деле герой уже все решил: «Although you’re grievin’, I can’t be leavin’ until I shoot Frank Miller dead» / «Хоть это тебя и огорчает, но я не могу уехать с тобой, пока не прикончу Фрэнка Миллера». Иными словами: «Первым делом, первым делом – самолеты, ну а девушки, а девушки – потом!» :)
В СССР этот фильм не показывали. Владимир Туриянский, автор «Монтаны», вспоминает, что на создание своего варианта ковбойской баллады его вдохновили более ранние трофейные ленты, увиденные в конце 40-х или начале 50-х. Среди них был «Дилижанс» (1939) с Джоном Уэйном, известный в советском прокате как «Путешествие будет опасным». Слова же песни из заглавия поста принадлежат Виктору Баранову – но, увы, видеозаписи авторского исполнения я в сети не нашла :(
(фото Исторического общества Канзаса).
Примечательно обилие растительности на лицах –
по контрасту с гладко выбритым персонажем Гэри Купера