egovoru (egovoru) wrote,
egovoru
egovoru

Categories:

Что-то физики в почете

Дискуссия, развернувшаяся в советской печати в середине прошлого века, почти дословно воспроизводит спор Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанова, описанный столетием раньше. Но и Базаров – не первый, кто не видел толку в искусстве.


Самым знаменитым сторонником Базарова был Платон: «Живопись – и вообще подражательное искусство – творит произведения, далекие от действительности, и имеет дело с началом нашей души, далеким от разумности; поэтому такое искусство не может быть сподвижником и другом всего того, что здраво и истинно». Соцреализм основан как раз на заветах Платона: «В наше государство поэзия принимается лишь постольку, поскольку это гимны богам и хвала добродетельным людям».

Аристотель уже не столь категоричен: κάθαρσις, вызванный просмотром трагедии, способствует моральному совершенствованию зрителей – считает он. Сегодня эта надежда наиболее полно выражается в концепции арт-терапии. Но увы, занятия живописью в юности отнюдь не помешали Гитлеру создать чудовищный Третий рейх :(

С другой стороны, вера в науку как средство построения коммунизма рая на земле тоже сильно поистрепалась со времен Базарова. Но эта вера и с самого начала была лишь самообольщением: наука может дать нам в руки бомбу, но не может избавить нас от необходимости принимать решение, надо ли эту бомбу бросать.


Павел Петрович (Бруно Фрейндлих) и Базаров (Виктор Авдюшко)
в фильме 1958 года (фото с сайта Кино-Театр)

Tags: добро и зло, искусство, наука
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 243 comments