?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы базировавшегося в разных московских школах. Класс этот был детищем Г.А. Соколовой, день рождения которой отмечают сегодня ее благодарные ученики. Наш пятый выпуск – водораздел фамильярного (за глаза) «Галина» и уважительного «Анатольевна», позаимствованного у старушек из Ковды – беломорского села, где она организовала для нас летнюю практику. А еще через несколько «поколений» ученики присвоили Г.А. почетное звание «Босса» :)


Идея биокласса возникла у Г.А. не на пустом месте, а под влиянием ее дружбы с Н.Н. Константиновым, автором знаменитой «системы листков» и одним из создателей уже разветвленной к началу 70-х сети математических школ. Но педагогическая модель Г.А. была совершенно оригинальна, и разницу лучше всех сформулировал кто-то из учеников-математиков, прожив несколько дней в летнем биологическом лагере: «У нас – коллектив, а у вас – семья!». Бывших одноклассников я до сих пор воспринимаю как братьев и сестер; даже иные их родители сыграли в моей жизни роль более важную, чем родные дяди и тети.

Выпускники матклассов вспоминают, что вместо обучения математике их тренировали к взятию барьера антисемитизма, царившего на мехмате МГУ. Некоторые абитуриенты биофака тоже на всякий случай меняли фамилию перед экзаменами, но задача «спецбиологии», как назывался этот предмет в школьном расписании, была совершенно иной.

Характеризуя учеников, Г.А. различала «способных» и «талантливых», и я долго не могла понять, что это значит – для меня эти слова были синонимами. Потом догадалась: способный – это способный к обучению, а талантливый – тот, у кого проявляется исследовательский инстинкт. Своей целью Г.А. считала развитие этого инстинкта, а средством – совместный поиск истины.

Подростку страшно оказаться не таким, как все – даже если его выделяет из группы сверстников интерес к биологии и желание учиться. Г.А. вселяла надежду, что, несмотря на все наши странности, для каждого из нас найдется в этом мире достойное место. Но, может быть, еще важнее было ее доверие, когда мы уже закончили школу и стали помогать ей воспитывать новые генерации.

Содружество выпускников Г.А. видела как открытую систему, в которую будут постоянно вливаться все новые и новые люди – не обязательно прошедшие через школу, но исповедующие те же принципы. И кто знает, может так, мало-помалу, эти принципы распространятся и на все общество? Ограниченность возможностей (в самом деле, ну что такое один класс в масштабах страны?) ее не смущала. Она знала, что путешествие в тысячу ли начинается с первого шага.

В школе мы считали выпавшее нам на долю счастье само собой разумеющимся. И только через много лет, постепенно, пришло понимание всей уникальности личности и деятельности Г.А.

Poslednij zvonok 1975

Г.А. со своими первыми выпускниками (среди которых юный bbzhukov): последний звонок 1975 года (фото Е. Мусаткиной из ФБ)

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

poetry29
Dec. 8th, 2017 12:41 am (UTC)

Мне ещё кажется что Анатольевна обладала очень сильным даром внушения каждому ученику его собственной уникальности и это в самом сложном  возрасте....

egovoru
Dec. 8th, 2017 12:47 am (UTC)
Да, верно. Мне особенно запомнилось, как она говорила об одной своей ученице: вот, Х так хорошо умеет расставлять цветы в вазочках! В тот момент меня охватило недоумение: подумаешь, великое дело - расставлять цветы (а та ученица действительно могла мало что другое), но теперь-то я понимаю, что да, важно! Важно, чтобы у каждого было какая-то своя уникальная функция, свое умение, чтобы он думал: пусть я того не могу и этого, но зато я лучше всех расставляю цветы в вазочках!

Edited at 2017-12-08 01:23 am (UTC)