?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы базировавшегося в разных московских школах. Класс этот был детищем Г.А. Соколовой, день рождения которой отмечают сегодня ее благодарные ученики. Наш пятый выпуск – водораздел фамильярного (за глаза) «Галина» и уважительного «Анатольевна», позаимствованного у старушек из Ковды – беломорского села, где она организовала для нас летнюю практику. А еще через несколько «поколений» ученики присвоили Г.А. почетное звание «Босса» :)


Идея биокласса возникла у Г.А. не на пустом месте, а под влиянием ее дружбы с Н.Н. Константиновым, автором знаменитой «системы листков» и одним из создателей уже разветвленной к началу 70-х сети математических школ. Но педагогическая модель Г.А. была совершенно оригинальна, и разницу лучше всех сформулировал кто-то из учеников-математиков, прожив несколько дней в летнем биологическом лагере: «У нас – коллектив, а у вас – семья!». Бывших одноклассников я до сих пор воспринимаю как братьев и сестер; даже иные их родители сыграли в моей жизни роль более важную, чем родные дяди и тети.

Выпускники матклассов вспоминают, что вместо обучения математике их тренировали к взятию барьера антисемитизма, царившего на мехмате МГУ. Некоторые абитуриенты биофака тоже на всякий случай меняли фамилию перед экзаменами, но задача «спецбиологии», как назывался этот предмет в школьном расписании, была совершенно иной.

Характеризуя учеников, Г.А. различала «способных» и «талантливых», и я долго не могла понять, что это значит – для меня эти слова были синонимами. Потом догадалась: способный – это способный к обучению, а талантливый – тот, у кого проявляется исследовательский инстинкт. Своей целью Г.А. считала развитие этого инстинкта, а средством – совместный поиск истины.

Подростку страшно оказаться не таким, как все – даже если его выделяет из группы сверстников интерес к биологии и желание учиться. Г.А. вселяла надежду, что, несмотря на все наши странности, для каждого из нас найдется в этом мире достойное место. Но, может быть, еще важнее было ее доверие, когда мы уже закончили школу и стали помогать ей воспитывать новые генерации.

Содружество выпускников Г.А. видела как открытую систему, в которую будут постоянно вливаться все новые и новые люди – не обязательно прошедшие через школу, но исповедующие те же принципы. И кто знает, может так, мало-помалу, эти принципы распространятся и на все общество? Ограниченность возможностей (в самом деле, ну что такое один класс в масштабах страны?) ее не смущала. Она знала, что путешествие в тысячу ли начинается с первого шага.

В школе мы считали выпавшее нам на долю счастье само собой разумеющимся. И только через много лет, постепенно, пришло понимание всей уникальности личности и деятельности Г.А.

Poslednij zvonok 1975

Г.А. со своими первыми выпускниками (среди которых юный bbzhukov): последний звонок 1975 года (фото Е. Мусаткиной из ФБ)

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

steblya_kam
Dec. 8th, 2017 09:13 am (UTC)
Уууууу... ну почему я такая невезучая? Меня возможности получить биологическое образование лишило место проживания. Т.к. я жила в Зеленограде, зеленоградцам - как де-юре москвичам - общежитий нигде не давали, а ездить из Зеленограда в МГУ было физиологически нереально.
egovoru
Dec. 8th, 2017 02:01 pm (UTC)
А что же Вы делали, когда учились на филфаке - туда ведь тоже нужно далеко ездить?

Я так вообще считаю, что все студенты должны иметь возможность жить на кампусе (хотя, конечно, непонятно, как это устроить, и кто должен за это платить :( Я жила пусть не в Зеленограде, но в одном из "спальных районов", и ездить оттуда в университет к 9 утра было кошмаром, который лучше не вспоминать :(

57-я школа, как известно, расположена напротив Кремля, и туда, соответственно, тоже надо было далеко ездить. Но это неудобство искупалось тем, что после уроков мы ходили гулять в Александровкий сад, а иные уроки и прогуливали (нас, кажется, иногда и официально отпускали для этого!) ради какой-нибудь очередной выставки в Музее изящных искусств, который расположен, что называется, на заднем дворе нашей школы :)

Для меня такое географическое положение школы имело особенное значение, поскольку я родилась не в Москве, а "понаехала" в нее в 8-летнем возрасте, и первые несколько лет никак не могла привыкнуть к этому городу. Именно обучение в 57-й школе сделало его для меня родным, из-за ее расположения в столь культурно значимом ландшафте :)

К сожалению, через несколько лет после нашего выпуска РОНО решило убрать биологов из 57-й и перевести их в другую школу, расположенную далеко не в столь привлекательном месте. Но сейчас они снова переехали :)
steblya_kam
Dec. 9th, 2017 10:07 am (UTC)
Отвечаю: филологический наличествует не только в МГУ. Я училась в РГГУ (что и в моём профиле указано, по-моему). Это Новослободская, ближе в полтора раза.
А Зеленоград хуже любого спального района по расстоянию (либо рейсовый автобус по пробкам, либо электричка, до которой тоже ещё надо было ехать через пол-Зеленограда на автобусе).
egovoru
Dec. 9th, 2017 12:11 pm (UTC)
"филологический наличествует не только в МГУ. Я училась в РГГУ"

Простите, я забыла, что Вы несколько моложе меня: в мое время никаких РГГУ еще не было ;)

А про специфику жизни в Зеленограде я наслышана: у нас на курсе были люди оттуда - даже не представляю, как они справлялись :(