?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во времена моей юности, окруженной железным занавесом, слово «Запад» означало «капиталистические страны Европы и Северной Америки» (определение «развитые» употреблять было не принято :) При этом молчаливо подразумевалось, что пропасть, отделяющая Советский Союз с его Варшавским договором от Запада, столь глубока, что на ее фоне какие бы то ни было различия между индивидуальными западными странами, даже и расположенными на разных материках, совершенно стираются. Когда же занавес подняли, и у меня появилась возможность посмотреть на эти страны своими глазами, я обнаружила нечто совершенно для себя неожиданное.


Конечно, последствия железного занавеса еще долго будут давать себя знать, даже при оптимистическом сценарии, не предполагающем, что мудрые российские правители надумают снова его опустить. Оказалось, однако, что наиболее остро ощущаемый культурный разлом лежит не между Россией и Западом, а между Старым и Новым светом. И различие это – в толщине культурного слоя.

Когда новое столетие прорастает сквозь предыдущее, от последнего остается достаточно, чтобы сохранить перспективу. Чем дальше во времени, тем меньше остается, но все же «глубина резкости» человеческой цивилизации такова, что пустота, которая открывается в Америке сразу под семнадцатым веком (потому что от тех, кто пришел туда пешком через Берингов пролив, мало что сохранилось, кроме некоторых географических названий) явственно проступает в современной жизни. Как заметил Генри Джеймс: «Ни монарха, ни двора, ни личной преданности, ни аристократии, ни церкви, ни священников, ни дипломатической службы, ни сельских джентльменов, ни дворцов, ни замков, ни поместий».

Поразительно, до чего по-разному выглядят Европа и Америка. Передать эту разницу словами не так-то просто, гораздо легче сделать это при помощи распнутой мною абстрактной живописи: слева – Европа (Пауль Клее), справа – Америка (Марк Ротко).


Klee_Rothko

Россия при этом – безусловно, Европа. Интересно, что даже Япония, единственная азиатская страна, которую я пока что посетила (не считая Узбекистана), по этому критерию ближе к Европе, а не к Америке.

Posts from This Journal by “Новый Свет” Tag

  • Yes, I'm walkin' to New Orleans

    «Хижину дяди Тома» я прочла в самом подходящем возрасте – в первом классе. Больше всего меня заинтриговало то место, где (второстепенный) герой,…

  • Этот летчик был мальчишка из далекого Кентукки

    Позвольте представить вам фермерского сына из Индианы, который отправился не бомбить Корею, как персонаж из заглавия поста, а учиться актерскому…

  • Пришли европейцы: земля им нужна

    Мало кто не согласится, что последние несколько столетий в мире доминирует условно «западная» цивилизация – то есть, цивилизация, начавшая…

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
jenya444
Jan. 22nd, 2013 12:33 am (UTC)
И про Москву так грозно :) А как Вы почувствовали этот культурный разлом?
egovoru
Jan. 22nd, 2013 12:43 am (UTC)
"Про Москву" - что Вы имеете в виду? А как почувствовала - посмотрев. Я ожидала, что весь "Запад" будет выглядеть примерно одинаково - по сравнению с Россией, но это оказалось совсем не так. Впечатление это - в первую очередь именно зрительное, оттого и иллюстрация с помощью Клее и Ротко.
jenya444
Jan. 22nd, 2013 12:54 am (UTC)
Я имею в виду США (и цитату из "Горе от ума"). Визуально, наверное, бросается в глаза разница в архитектуре и высота зданий. Достаточно ли это для "культурного разлома"?
egovoru
Jan. 22nd, 2013 01:16 am (UTC)
О нет, далеко не только высота зданий, к тому же Америка, как известно, "одноэтажная". Сформулировать это впечатление очень сложно, но смысл в том, что нет многослойности: за новым не проглядывает старое. Это замечание - конечно, тривиально, но удивительно, насколько это сказывается в самой обыденной жизни.
jenya444
Jan. 22nd, 2013 01:33 am (UTC)
Вы знаете, о таких вещах не всегда задумываешься за повседневной рутиной. Как говорит Жванецкий, глянешь иногда в окно, выедешь куда-нибудь на троллейбусе и, в общем, всегда обратно. Поэтому интересно, как это Ваше наблюдение проявляется в повседневной жизни. Вот, скажем, сходил я позавчера на концерт, послушал Моцарта. На что я должен был обратить внимание, чтобы увидеть, что за новым не проглядывает старое?
egovoru
Jan. 22nd, 2013 01:39 am (UTC)
Нет, дело не в том, чтобы специально обращать внимание на что-то конкретное. Не знаю, у Вас самих была возможность сравнить свои собственные зрительные впечатления от этих мест?..
jenya444
Jan. 22nd, 2013 01:49 am (UTC)
Не знаю, честно говоря. Мне кажется, для того, чтобы что-то сказать, надо посмотреть незамыленным глазом, проехавшись впервые по Европе и Америке. Или наоборот пожить лет по десять в разных странах и сравнить. Ни тем, ни другим опытом не обладаю. Разве что жена занимается археологией, что в Америке несколько затруднительно. Но это некая банальная вещь, из которой не сделаешь вывод о "культурном разломе". А какие Ваши впечатления, какие проявления этого разлома Вам повстречались?
egovoru
Jan. 22nd, 2013 02:17 am (UTC)
А я как раз и прожила и там, и там - пусть не по 10 лет, но почти по столько. Но перечислить конкретно, в чем же видимая разница - невозможно. Это - какое-то зрительное "шестое чувство".
jenya444
Jan. 22nd, 2013 02:29 am (UTC)
Интересно. А где, если не секрет?
egovoru
Jan. 22nd, 2013 02:36 am (UTC)
Я прожила несколько лет в Германии, а потом - в США. Но это не разница между конкретно этими двумя странами, потому что я еще некоторое время жила в Англии и видела - понедолгу - еще несколько европейских стран.
egovoru
Feb. 10th, 2013 02:55 am (UTC)
Вот размышления еще другого ЖЖ-пользователя на сходную тему:
http://bgmt.livejournal.com/853190.html?thread=12849094#t12849094

Я никогда Болдуина не читала, но мысль о том, что человек, идущий по американской улице, не оставляет следов, а по парижской - оставляет, мне понравилась. Что-то в ней есть, хотя, конечно, везде наблюдается норма реакции.
tdm11
Feb. 4th, 2019 06:58 pm (UTC)
А если говорить не о слоях, а о том, чтО проходит через них? Сквозь. Ну, назовём это традиции, хотя я немного о другом, об ощущении истории живущими, что ли. Где это чувствуется сильней?
egovoru
Feb. 5th, 2019 01:22 am (UTC)
Америка считается страной, устремленной в будущее, и это отчасти верно. Тем не менее, я бы не сказала, что американцев совсем уж не интересует история: напротив, американские музеи выделяют много средств для покупки исторических артефактов, а американская публика охотно их посещает. Разумеется, и в Америке, и в Европе есть люди, интересующиеся историей более или менее, но в среднем, мне кажется, большой разницы нет. Разница именно в видеоряде: в Европе нам кажется, что древние сооружения составляют лишь ничтожную часть пейзажа, но когда их нет, это вдруг становится очень заметно :) Я никогда не бывала в по-настоящему древних странах - Египте, Израиле, даже Греции - и не знаю, какое ощущение возникает там? А у Вас есть такой опыт?
tdm11
Feb. 5th, 2019 04:12 am (UTC)
Мой опыт минимален: самое древнее в моей программе - Италия. А в Штатах я был очень давно.
И если ориентироваться на явные, материальные проявления культуры, то их глубина и многослойность, постоянное присутствие - конечно, прерогатива Европы. Китаец может быть насквозь пропитан условным конфуцианским духом, но предъявить ему часто нечего, кроме музеев. Кто из них живёт в домах 16-го века?
Но я немного о другом. Скажем, часто ли французы вспоминают в повседневности свои корни, кроме как в красные дни календаря? Или англичане - Хартию вольностей? А американцы - отцов-основателей или Бостонское чаепитие? Или: американцы слушают кантри, довольно значимая часть. А что слушают французы и итальянцы, какой эквивалент? Оперу? Что у среднего американца в голове во время пения гимна, а что у француза или итальянца? То есть: что из прошлого, кроме архитектурного и живописного, скульптурного фона, присутствует постоянно в жизни людей в Европе и, vice versa, в Штатах? Как, по-Вашему?
egovoru
Feb. 5th, 2019 01:21 pm (UTC)
"Что у среднего американца в голове во время пения гимна, а что у француза или итальянца?"

Ох, вот говорить о том, что в голове у среднего американца (француза, итальянца и т.д.) я не берусь. Во-первых, я всегда жила только в мегаполисах или университетских городах и сколько-нибудь тесно общалась только с сотрудниками университетов. А они-то в любой стране примерно одинаковые! Во-вторых, если речь об Америке, то она слишком велика и разнообразна, чтобы тут можно было легко вывести какое-то среднее.
tdm11
Feb. 5th, 2019 01:29 pm (UTC)
Да, пожалуй.
Спасибо )
( 16 comments — Leave a comment )