Распространенное нынче убеждение, что ислам есть источник всего мирового зла, как-то не находит во мне достаточного отклика. Положим, Оттоманская империя, действительно, производит несколько унылое впечатление (да и то, надо думать, только от недостатка у меня знаний о ней), но уж арабы!.. Ведь если бы не они, еще неизвестно, что сохранилось бы для нас из античного интеллектуального наследия, не говоря уже об алгебре, алхимии и алгоритмах. Их искусство восхитительно – от архитектуры до каллиграфии. И даже религиозной нетерпимости (в которой ислам больше всего и обвиняют) в Гранаде при халифах было меньше, чем стало после того, как туда пожаловали Фердинанд с Изабеллой. Вот мне и кажется, что религия, которая хоть в каких-то исторических условиях была способна на создание подобной цивилизации, не может быть уж совсем безнадежной?..
Мне скажут, что все культурные достижения арабов – на самом деле персидские. Верно – как и то, что достижения римлян – греческие. Но и тем, и другим по крайней мере хватило ума, чтобы усвоить и развить более высокую культуру покоренных народов, вместо того, чтобы уничтожить ее огнем и мечом. А всегда ли так бывает?..
Подозреваю, что первое зерно интереса к арабской культуре было во мне посеяно увиденной в детстве «Волшебной лампой Аладдина»; мне и сейчас этот фильм 1966 года кажется замечательным. Конечно, арабского там – примерно столько же, сколько российского – в голливудской версии «Доктора Живаго», но этого оказалось достаточно. И мне представляется, что это и есть наиболее эффективный способ преодоления религиозной и национальной вражды.