?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А там еще другая даль

«Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть какое-нибудь особенно разрушительное использование плодов научно-технического прогресса, вроде создания атомной бомбы. А вот уважаемый noname_rambler считает, что нас печалит созерцание тех новых горизонтов незнаемого, что открываются в результате каждого научного прорыва.


Но ведь незнаемое – на то и незнаемое, что мы не можем объективно оценить его объем; уменьшение нашего незнания – это вычитание конечного числа из бесконечности :) Так что ощущение психологического дискомфорта тут должно быть связано с чем-то другим. Я думаю – с тем, что наше разрастающееся знание элементарно перестает вмещаться в одну голову. Особенно плачевно это сказывается на школьных программах :(

Но как же быть – может, заморозить процесс? Я думаю, лучший выход – тренировать свою способность переключения оптики от ви́дения деревьев к ви́дению леса и обратно. Нужно научиться «сжимать» нашу все более подробную картину мира в портативную версию без потери ее принципиальных черт, и «растягивать» эту гармошку всякий раз, когда требуются детали. А Вы что скажете, уважаемые?


А вот как видит лес за деревьями художница-квилтистка
Cathie Ugrin из Виннипега

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

egovoru
Jan. 25th, 2018 12:25 am (UTC)
"в мозг вместить можно много чего, если настанет такая насущная необходимость"

Шерлок Холмс, как Вы помните, думал иначе :)

В естественных науках существенное сгущение знания достигается, конечно, при помощи математики: сравните, сколько страниц занимали таблицы Тихо Браге, и сколько - законы Кеплера? Но мне, признаться, кажется, что и те области, которые невозможно математизировать, все же можно как-то "утрамбовать" :)

Каждый раз, когда я берусь читать книгу по истории, я начинаю тонуть в потоке имен, дат и событий, которые вываливает на мою голову автор. Я, конечно, его понимаю: для него каждое имя и дата - плод долгого кропотливого труда, и ему жалко расстаться с чем бы то ни было. Но мне от него нужны не первичные, а уже переработанные данные (я доверяю переработку ему, как специалисту), сведенные в некую общую картину, и картина эта должна быть написана крупными мазками.

Но, увы, очень мало историков способны писать крупными мазками, они все в основном вышивают крестиком :( А у Вас бывает такое впечатление от чтения книг историков?
noname_rambler
Jan. 25th, 2018 05:37 am (UTC)
Да, с книжками по истории есть такая проблема...
Поэтому (дилетанту) лучше читать тех авторов, что "пишут крупными мазками": Ключевского, Моммзена...
Или Хейзинга например – Осень средневековья, шикарная книга, хотя наверное это не совсем история...
odvbo
Jan. 25th, 2018 08:13 am (UTC)
Когда я говорю, что проблема непроработана, то имею в виду движение с двух сторон. Это должно быть частью образовательного процесса, как унивеситетские курсы, только проработанные в сторону ещё большей концетранции знаний, как со стороны преподавателей, при подготовке материалов, так и со стороны студентов, как освоение приёмов "запоминания" этих знаний. Ведь серьёзно этим никто не занимался, а нужда может заставить заняться.

Говоря про исторические труды, я недавно понял, что существенная часть работы гуманитария стоит в запоминаний огромного количества эмпирического материала наизусть и быстрой ориентации в этом материале. Вот это мне подсказывает, что технологии "запомниания" еще не исчерпаны.
egovoru
Jan. 25th, 2018 01:36 pm (UTC)
"Ведь серьёзно этим никто не занимался, а нужда может заставить заняться"

Я хочу сказать, что эта нужда уже пришла! И тренироваться надо именно на школьных программах.

"существенная часть работы гуманитария стоит в запоминаний огромного количества эмпирического материала наизусть и быстрой ориентации в этом материале"

Думаю, Вы совершенно правы: видимо, это действительно является критерием профпригодности гуманитария. Но концентрация знания необходима даже с учетом этого, потому что у любой способности человеческого ума есть пределы.
odvbo
Jan. 25th, 2018 02:24 pm (UTC)
Боюсь, настало ли время - это решают где-то не в наших краях. Уж совершенно точно никакие разумные, новаторские реформы не начнутся на государственном уровне. Государство абсолютно инертное, совершенно неуправляемое существо. Где-то в частных учебных заведениях это начнётся. Будут готовить спецов для своих частных целей. Если удастся, у них всё украдут. И т.д.