?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А там еще другая даль

«Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть какое-нибудь особенно разрушительное использование плодов научно-технического прогресса, вроде создания атомной бомбы. А вот уважаемый noname_rambler считает, что нас печалит созерцание тех новых горизонтов незнаемого, что открываются в результате каждого научного прорыва.


Но ведь незнаемое – на то и незнаемое, что мы не можем объективно оценить его объем; уменьшение нашего незнания – это вычитание конечного числа из бесконечности :) Так что ощущение психологического дискомфорта тут должно быть связано с чем-то другим. Я думаю – с тем, что наше разрастающееся знание элементарно перестает вмещаться в одну голову. Особенно плачевно это сказывается на школьных программах :(

Но как же быть – может, заморозить процесс? Я думаю, лучший выход – тренировать свою способность переключения оптики от ви́дения деревьев к ви́дению леса и обратно. Нужно научиться «сжимать» нашу все более подробную картину мира в портативную версию без потери ее принципиальных черт, и «растягивать» эту гармошку всякий раз, когда требуются детали. А Вы что скажете, уважаемые?


А вот как видит лес за деревьями художница-квилтистка
Cathie Ugrin из Виннипега

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

bluxer
Jan. 25th, 2018 07:05 am (UTC)
Так можно и одного червяка всю жизнь изучать. Я, конечно, не о звездах. А о "предметных областях". Например, о работе: лет через 5 понимаешь, что ничего необычного уже не произойдет.
Или когда читаешь учебник: поначалу столько всего, а ближе к концу круг замыкается.
egovoru
Jan. 25th, 2018 01:31 pm (UTC)
Конечно, отдельные проекты рано или поздно исчерпывают себя. Вот, скажем, перед Линнеем стояла колоссальная задача классификации всего многообразия живых форм - а сейчас все еще продолжают описывать новые виды, но всем понятно, что в целом на этом поприще делать уже особенно нечего. Но это же просто означает, что надо переходить на новое место, искать другие нерешенные проблемы!

Что, разумеется, не всегда привлекательно на персональном уровне: скажем, в нашей собственной работе мы сейчас дошли до стадии, когда нам очень пригодилась бы структура кристалла открытого нами белка. Но переквалифицироваться сейчас в кристаллографа мне совершенно не хочется. Мне нужен результат, но сам процесс я воспринимаю как такую тупую, неинтересную работу, что я предпочитаю, чтобы ею занимались другие. Сама же я продолжаю делать то же, что делала и раньше (электрофизиологические измерения), хотя знаю, что такого значительного результата, как само открытие того белка, я уже не получу :(
bluxer
Jan. 25th, 2018 04:00 pm (UTC)
Так-то познание безгранично, но в своей области можно (и нужно) дойти до предела.