?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А там еще другая даль

«Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть какое-нибудь особенно разрушительное использование плодов научно-технического прогресса, вроде создания атомной бомбы. А вот уважаемый noname_rambler считает, что нас печалит созерцание тех новых горизонтов незнаемого, что открываются в результате каждого научного прорыва.


Но ведь незнаемое – на то и незнаемое, что мы не можем объективно оценить его объем; уменьшение нашего незнания – это вычитание конечного числа из бесконечности :) Так что ощущение психологического дискомфорта тут должно быть связано с чем-то другим. Я думаю – с тем, что наше разрастающееся знание элементарно перестает вмещаться в одну голову. Особенно плачевно это сказывается на школьных программах :(

Но как же быть – может, заморозить процесс? Я думаю, лучший выход – тренировать свою способность переключения оптики от ви́дения деревьев к ви́дению леса и обратно. Нужно научиться «сжимать» нашу все более подробную картину мира в портативную версию без потери ее принципиальных черт, и «растягивать» эту гармошку всякий раз, когда требуются детали. А Вы что скажете, уважаемые?


А вот как видит лес за деревьями художница-квилтистка
Cathie Ugrin из Виннипега

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Во французской стороне, на чужой планете

    Самый старинный университет, в котором мне довелось поработать, хотя и совсем недолго, был Кембриджский. Собственно, я и гостевую стипендию туда…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

  • Чтоб наших дочерей всему учить, всему

    Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А»,…

Comments

egovoru
Jan. 25th, 2018 01:36 pm (UTC)
"Ведь серьёзно этим никто не занимался, а нужда может заставить заняться"

Я хочу сказать, что эта нужда уже пришла! И тренироваться надо именно на школьных программах.

"существенная часть работы гуманитария стоит в запоминаний огромного количества эмпирического материала наизусть и быстрой ориентации в этом материале"

Думаю, Вы совершенно правы: видимо, это действительно является критерием профпригодности гуманитария. Но концентрация знания необходима даже с учетом этого, потому что у любой способности человеческого ума есть пределы.
odvbo
Jan. 25th, 2018 02:24 pm (UTC)
Боюсь, настало ли время - это решают где-то не в наших краях. Уж совершенно точно никакие разумные, новаторские реформы не начнутся на государственном уровне. Государство абсолютно инертное, совершенно неуправляемое существо. Где-то в частных учебных заведениях это начнётся. Будут готовить спецов для своих частных целей. Если удастся, у них всё украдут. И т.д.