?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А там еще другая даль

«Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть какое-нибудь особенно разрушительное использование плодов научно-технического прогресса, вроде создания атомной бомбы. А вот уважаемый noname_rambler считает, что нас печалит созерцание тех новых горизонтов незнаемого, что открываются в результате каждого научного прорыва.


Но ведь незнаемое – на то и незнаемое, что мы не можем объективно оценить его объем; уменьшение нашего незнания – это вычитание конечного числа из бесконечности :) Так что ощущение психологического дискомфорта тут должно быть связано с чем-то другим. Я думаю – с тем, что наше разрастающееся знание элементарно перестает вмещаться в одну голову. Особенно плачевно это сказывается на школьных программах :(

Но как же быть – может, заморозить процесс? Я думаю, лучший выход – тренировать свою способность переключения оптики от ви́дения деревьев к ви́дению леса и обратно. Нужно научиться «сжимать» нашу все более подробную картину мира в портативную версию без потери ее принципиальных черт, и «растягивать» эту гармошку всякий раз, когда требуются детали. А Вы что скажете, уважаемые?


А вот как видит лес за деревьями художница-квилтистка
Cathie Ugrin из Виннипега

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Гибло наше просвещенье, смерть была невдалеке

    Как вы относитесь к предложению снова сделать латынь обязательным школьным предметом? Самой мне судить трудно: мое знакомство с этим языком…

  • Выступал докладчик юный

    Продолжение классификации научных докладов от физика Мэтью Рейва (графики показывают зависимость уровня понимания доклада аудиторией от времени…

  • Чтоб в скучном служебном докладе

    Все, кому приходилось этим заниматься, знают, что публичные выступления – непростое искусство. Желающим усовершенствовать свои навыки на конкретных…

Comments

egovoru
Jan. 25th, 2018 02:11 pm (UTC)
"вкусивших от древа познания добра и зла"

Совершенно верно, но ведь и эта библейская легенда многое говорит о том, как мы воспринимаем результат познания? Я согласна, что всегда существует опасность, что мы узнаем нечто такое, что мы окажемся не в состоянии пережить.

Более того, я думаю, уже и сейчас можно назвать некоторые результаты, которые мы боимся обнаружить, потому что не знаем, как с ними быть. Например, мы боимся обнаружить генетические различия между разными человеческими популяции, влияющими на интеллект. Ведь, если такое станет неоспоримым фактом, что мы будем делать?
alex_new_york
Jan. 25th, 2018 03:07 pm (UTC)
Мне проблема генетически обусловленных интеллектуальных различий не кажется принципиально отличающейся от проблемы генетических различий в росте, физической силе, выносливости, внешности и т д. Дискриминировать людей на основании их происхождения незаконно. Но это ведь не заставляет работодателей, скажем, нанимать низкорослых людей в баскетболисты или внешне непривлекательных людей в фотомодели. Ситуация с интеллектом от описанных, мне кажется, ничем не отличается. Разве что установить генетические факторы интеллекта гораздо труднее: ведь культура и воспитание влияют на интеллект куда больше, чем на рост или внешность.

Edited at 2018-01-25 03:08 pm (UTC)
egovoru
Jan. 26th, 2018 12:21 am (UTC)
"Ситуация с интеллектом от описанных, мне кажется, ничем не отличается"

Может быть, мне это только кажется, но у меня сложилось впечатление, что, попробуй Вы подать заявку на сравнительное исследование когнитивных способностей у этнически различных популяций, ее не одобрят :( Разумеется, может быть, это просто потому, что, как Вы уже заметили, уж очень трудно отличить влияние генов на интеллект от влияния воспитания.