?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А там еще другая даль

«Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть какое-нибудь особенно разрушительное использование плодов научно-технического прогресса, вроде создания атомной бомбы. А вот уважаемый noname_rambler считает, что нас печалит созерцание тех новых горизонтов незнаемого, что открываются в результате каждого научного прорыва.


Но ведь незнаемое – на то и незнаемое, что мы не можем объективно оценить его объем; уменьшение нашего незнания – это вычитание конечного числа из бесконечности :) Так что ощущение психологического дискомфорта тут должно быть связано с чем-то другим. Я думаю – с тем, что наше разрастающееся знание элементарно перестает вмещаться в одну голову. Особенно плачевно это сказывается на школьных программах :(

Но как же быть – может, заморозить процесс? Я думаю, лучший выход – тренировать свою способность переключения оптики от ви́дения деревьев к ви́дению леса и обратно. Нужно научиться «сжимать» нашу все более подробную картину мира в портативную версию без потери ее принципиальных черт, и «растягивать» эту гармошку всякий раз, когда требуются детали. А Вы что скажете, уважаемые?


А вот как видит лес за деревьями художница-квилтистка
Cathie Ugrin из Виннипега

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

ald1976
Jan. 26th, 2018 10:41 am (UTC)
Если они и разбухают (в чем я не уверен), то не от наполнения новейшими научными теориями, а от имитации бурной деятельности в виде "проектов" и всяких "москвоведений".

Но о системе, где репетиторы возникают чуть ли не по всем предметам и чуть ли не с первого класса, сложно делать какие-то адекватные суждения. Ибо либо система не работает, либо родители сошли с ума, либо дети деградировали.
egovoru
Jan. 26th, 2018 01:13 pm (UTC)
"Если они и разбухают (в чем я не уверен)"

Я тоже не могу быть уверена: я не занималась специально сравнением нынешних школьных программ и тех, что были раньше, но даже мимолетное знакомство с тем, что требуется от современных детей, приводит меня в ужас :( Связано это, я думаю, не столько с самим увеличением знания, сколько с увеличением его доступности. Помните, когда-то книги были редки и дороги - а сейчас? Я, правда, надеюсь, что нынешний маразм со школьными программами - это временное явление, этакая эйфорическая реакция на увеличение доступности знания, которая скоро пройдет.
ald1976
Jan. 26th, 2018 02:53 pm (UTC)
А можно какой-то конкретный пример того, что привело вас в ужас?

Когда книги были дорогими и редкими - не помню, не жил в средние века.
Когда они были дефицитными - помню, в СССР. Правда обычно все школьные задания не выходили за рамки книг, которые легко получались в школьной библиотеке.

Сейчас почти любая книга доступна за пару кликов. Проблема только в том, что у этих книг катастрофически мало вдумчивых читателей.
egovoru
Jan. 26th, 2018 11:56 pm (UTC)
"конкретный пример того, что привело вас в ужас"

Последний по времени пример - рассказ моей подруги, тоже биолога, у которой дочка училась в американской школе. От учеников требовали, в частности, запоминания формул всех интермедиатов цикла Кребса - и это при том, что они органической химии еще толком и не знают :(

"Проблема только в том, что у этих книг катастрофически мало вдумчивых читателей"

Без специальных исследований трудно сказать, так ли уж мало.
ald1976
Jan. 27th, 2018 07:01 am (UTC)
Без специальных исследований сложно сказать, относится ли ваш ужас к мейнстриму или это инициатива глупой училки на местах :)

Зато и без специальных исследований, невооруженным глазом видно непрерывное падение уровня абитуриентов и первокуров.

noname_rambler
Jan. 27th, 2018 07:38 am (UTC)
Первокур – хорошее слово...
... хотя я не пробовал...
...извините:)
egovoru
Jan. 27th, 2018 02:54 pm (UTC)
"непрерывное падение уровня абитуриентов и первокуров"

Я думаю, одна из причин этого как раз и есть желание впихнуть в голову школьника слишком много сведений, на усвоение которых у него нет достаточного времени! Я считаю, что лучше меньше знаний, но лучше усвоенных, плюс навыки для самостоятельного расширения их запаса. А?
ald1976
Jan. 27th, 2018 08:28 pm (UTC)
Нет, основная причина - 90-е годы, когда учителя бросались во все тяжкие, вплоть до езды челноками в Турцию, чтобы как-то выжить. И времени на нормальное преподавание не оставалось.

А потом пришли нулевые, и в школу пошли молодые учителя еще более низкого качества, чем учителя советские. Просто потому, что на такие нищенские зарплаты мало кто из дельных людей согласен.

И все добил ЕГЭ.

В остальном мире причины иные, но тоже отнюдь не содержание учебных программ есть корень зла.
egovoru
Jan. 27th, 2018 08:46 pm (UTC)
В России, конечно, свои особенности, но мне кажется, что тенденция перегружать школьные программы - общемировая. Одна из причин - желание автоматизировать (унифицировать?) труд учителя, отсюда любовь ко всякого рода вопросникам (в том числе ЕГЭ): ведь гораздо проще проверить, где ученик поставил галочки, чем в личной беседе разбираться с тем, понял он материал, или нет. Ну, а галочная система отчетности влияет и на содержание учебных программ: ведь галочками удобнее всего проверять знание каких-нибудь списков, вот программы и превращают в списки :(
ald1976
Jan. 27th, 2018 09:02 pm (UTC)
Нет никакой заведомой порочности в тестах. Тест вполне может быть хорошим и осмысленным.

И нет никакой заведомой годности в традиционных экзаменах. Они вполне могут быть плохие.

А вот если обучение предмету подменяется на натаскивание к экзамену - это зло. Независимо от формы экзамена.

Если результат человека существенно зависит от формы экзамена - это значит, что никаких знаний у человека нет.

А общемировые тенденции - это сознательное снижение уровня массового образования.
egovoru
Jan. 27th, 2018 09:49 pm (UTC)
"общемировые тенденции - это сознательное снижение уровня массового образования"

А почему вдруг?
ald1976
Jan. 28th, 2018 08:08 pm (UTC)
Объективные причины - перепроизводство образованцев. А если много лишних людей - зачем их хорошо учить - это сложно и дорого.

И субъективные причины - некоторые недалекие властные люди всерьез думают, что [слишком] многое можно закрыть повальной автоматизацией.

А может просто политкорректность замучила - проще всех учить плохо, чем объяснять тупым, что они тупые и необучаемы.