?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Способность распознавать целеполагание в окружающей среде у нас адаптивно гипертрофирована: лучше принять куст за тигра, чем тигра за куст. Эта гипертрофия лежит в основе анимизма: одушевления неодушевленных предметов. Его остатки легко заметить у самого себя всякий раз, когда материшь неожиданно зависший компьютер :)


Но анимизм еще трудно назвать религией: тут нет выхода за пределы физического мира. А вот веру в существование бессмертной души уже можно классифицировать как религиозную. Джесси Беринг в своей книжке пытается отыскать ее психологические предпосылки.

По его мнению, эта вера – результат нашей невозможности представить себе собственную смерть. На мой взгляд, это утверждение плохо стыкуется с развиваемой им же гипотезой, что в основе религии лежит «theory of mind».

Этим не очень удачным термином называют способность понимать, что другие сознательные существа могут думать и чувствовать иначе, чем мы: иными словами, способность смотреть на мир глазами другого. Мне кажется, с ее помощью нам ничего не стоит представить себе и собственную смерть – глазами потомков. Как, например, у Цветаевой:

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Так что истоки веры в существование бессмертной души надо искать где-то в другом месте. Возможно, тут сыграло роль кажущееся отсутствие физических изменений в момент смерти, наблюдаемой со стороны?


Крылатая душа покидает тело умершего (в правом верхнем углу):
фрагмент египетского папируса 21-й династии из Лувра
(фото DeAgostini/Getty Images
)

Tags:

Posts from This Journal by “душа” Tag

  • Я, я, я. Что за дикое слово!

    Фрейда в оригинале я не читала и потому не догадывалась, что пресловутые «Эго» и «Ид» – отнюдь не исходные авторские термины, а, судя по всему,…

  • Гляжу в очаг, на тление

    Меня давно занимает, какой смысл вкладывают в понятие «духовность» люди, считающие ее чем-то отличным от «религии». Одним из таких оказался Юваль…

  • Ты влетела слишком смело

    Метафора «мозг – это компьютер» так полюбилась нам еще и потому, что уж больно удачно она легла на матрицу картезианского дуализма. А тот, в свое…

Comments

hyperboreus
Feb. 21st, 2018 06:31 pm (UTC)
Да ну какая "невозможность представить"?? Что за ерунда! Банальное НЕЖЕЛАНИЕ умирать! Абсурдность смерти - вот что побудило человека придумать загробный мир, бессмертную душу и прочие вещи. Абсолютного конца просто не должно быть, значит и нет.
egovoru
Feb. 22nd, 2018 01:03 am (UTC)
Да, но почему страх смерти не породил веру просто в то, что через какое-то время мы воскреснем полностью, т.е., телесно? Почему дуализм "душа-тело"? Откуда он взялся?
noname_rambler
Feb. 22nd, 2018 08:49 am (UTC)
Кстати, вера в то, что через какое-то время мы воскреснем полностью — первична.
Чистый спиритуализм — вторичен (и абсурден).

Edited at 2018-02-22 08:49 am (UTC)
egovoru
Feb. 22nd, 2018 01:38 pm (UTC)
Вот, и мне тоже мысль о полном воскресении кажется куда более естественной, уж если на то пошло. Отделение души от тела - гораздо более сложная, изощренная мысль; до нее непросто догадаться. В пользу автора книжки, который думает, что она закономерно вытекает из каких-то наших психологических особенностей, говорит то, что, если я правильно понимаю, идея бессмертной души возникала много раз независимо у разных человеческих популяций. А Вы же читали трактат Элиаде - наверняка тот разбирает этот вопрос?
noname_rambler
Feb. 22nd, 2018 03:06 pm (UTC)
С точки зрения научной, а религиоведение это наука (насколько я понимаю), если принять во внимание то значение, которое придавалось в первобытных культах погребальным обрядам ... Ну и так далее, вывод напрашивается. Тогда как о спиритуализме дописьменных народов мы вообще ничего сказать не можем. Что касается отношения к этим вещам народов письменных, таких, как египтяне, то тут, как мне кажется, всё очевидно.
egovoru
Feb. 22nd, 2018 10:05 pm (UTC)
Да, если я правильно понимаю, то именно наличие каких-то особо оформленных захоронений археологи и считают первым проявлением религии (у неандертальцев, например). Логично предположить, что такие захоронения отражают именно представление о бессмертной душе (или, во всяком случае, о возможности воскресения).
(no subject) - noname_rambler - Feb. 23rd, 2018 05:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 23rd, 2018 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Feb. 24th, 2018 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 24th, 2018 02:32 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
Feb. 24th, 2018 06:42 pm (UTC)
По христианскому учению, тело воскресает вместе с душой.
egovoru
Feb. 24th, 2018 09:24 pm (UTC)
Да, но ведь это произойдет только после второго пришествия, а до тех пор душа умершего (праведника) существует сама по себе в раю, не так ли?
(no subject) - nebos_avos - Feb. 24th, 2018 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 25th, 2018 12:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Feb. 25th, 2018 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 25th, 2018 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Feb. 25th, 2018 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 25th, 2018 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Feb. 25th, 2018 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 25th, 2018 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Feb. 26th, 2018 06:05 am (UTC) - Expand
hyperboreus
Feb. 22nd, 2018 09:13 am (UTC)
Ну, думаю, тут ответить легко. Никто не помнит, чтобы кто-то воскресал полностью. Представить себе такое в каком-то отдаленном будущем, наверное, было сложно древнему человеку. Мало кто и сейчас мыслит столетиями. Даже первые христиане, вспомните, ожидали второго пришествия Христа буквально "на днях". А представление о душе возникает легко: достаточно быть рядом с умирающим человеком и увидеть, как он испускает последний вздох. Душа=дышать. И теперь остается лишь поверить, что этот вздох не растворяется тут же в воздухе, а продолжает существовать, побеждая смерть...

Edited at 2018-02-22 09:14 am (UTC)
egovoru
Feb. 22nd, 2018 01:43 pm (UTC)
"А представление о душе возникает легко: достаточно быть рядом с умирающим человеком и увидеть, как он испускает последний вздох"

Вот, мне тоже кажется, что мысль о душе порождается именно наблюдением чужого умирания. Сам факт того, что вот человек жив, а вот - умер, хотя внешне он совсем не изменился, наводит на мысль, что у него было нечто невидимое, чего он лишился. А?
hyperboreus
Feb. 22nd, 2018 01:48 pm (UTC)
Ну да, что-то отлетело ;) Не зря птица (и бабочка) - древнейший символ души. А если учесть, что опыт выхода из тела во сне не такой уж редкий (сейчас даже ученые делятся подобным опытом), то вот вам еще одно доказательство ;)
(no subject) - egovoru - Feb. 22nd, 2018 01:56 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
Feb. 25th, 2018 09:42 am (UTC)
Объяснение нахожу очень простое: альтернатива не мыслима. Ведь если пытаюсь помыслить свое небытие, то моя мысль неизбежно "натыкается" на субъекта оной - то есть на меня же! Вот эта неотмыслимая субстанция под названием "я", наверное, и отождествляется с душой. Коль так, то концепт бессмертной души появился, полагаю, не ли в результате размышлений и умозаключений, а совершенно спонтанно. Ведь спонтанное решение обычно и возникает при том условии, что альтернативное не мыслимо.
hyperboreus
Feb. 25th, 2018 10:34 am (UTC)
Всякое мыслимое-немыслимое вторично. Жажда жизни первичнее. Когда над тобой пасть зверя, когда горишь от лихорадки, когда гибнешь от случайной пули, менее всего мыслишь кого-то или что-то. Просто хочешь жить.
nebos_avos
Feb. 25th, 2018 11:03 am (UTC)
Из одного хотения жить не появится веры в то, что выживешь.
hyperboreus
Feb. 25th, 2018 01:58 pm (UTC)
Из хотения жить появляется эмоциональное неприятие смерти, а вот уж оттуда - вера в бессмертие. ))