?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Способность распознавать целеполагание в окружающей среде у нас адаптивно гипертрофирована: лучше принять куст за тигра, чем тигра за куст. Эта гипертрофия лежит в основе анимизма: одушевления неодушевленных предметов. Его остатки легко заметить у самого себя всякий раз, когда материшь неожиданно зависший компьютер :)


Но анимизм еще трудно назвать религией: тут нет выхода за пределы физического мира. А вот веру в существование бессмертной души уже можно классифицировать как религиозную. Джесси Беринг в своей книжке пытается отыскать ее психологические предпосылки.

По его мнению, эта вера – результат нашей невозможности представить себе собственную смерть. На мой взгляд, это утверждение плохо стыкуется с развиваемой им же гипотезой, что в основе религии лежит «theory of mind».

Этим не очень удачным термином называют способность понимать, что другие сознательные существа могут думать и чувствовать иначе, чем мы: иными словами, способность смотреть на мир глазами другого. Мне кажется, с ее помощью нам ничего не стоит представить себе и собственную смерть – глазами потомков. Как, например, у Цветаевой:

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Так что истоки веры в существование бессмертной души надо искать где-то в другом месте. Возможно, тут сыграло роль кажущееся отсутствие физических изменений в момент смерти, наблюдаемой со стороны?


Крылатая душа покидает тело умершего (в правом верхнем углу):
фрагмент египетского папируса 21-й династии из Лувра
(фото DeAgostini/Getty Images
)

Tags:

Posts from This Journal by “душа” Tag

  • Я, я, я. Что за дикое слово!

    Фрейда в оригинале я не читала и потому не догадывалась, что пресловутые «Эго» и «Ид» – отнюдь не исходные авторские термины, а, судя по всему,…

  • Гляжу в очаг, на тление

    Меня давно занимает, какой смысл вкладывают в понятие «духовность» люди, считающие ее чем-то отличным от «религии». Одним из таких оказался Юваль…

  • Ты влетела слишком смело

    Метафора «мозг – это компьютер» так полюбилась нам еще и потому, что уж больно удачно она легла на матрицу картезианского дуализма. А тот, в свое…

Comments

egovoru
Feb. 22nd, 2018 12:51 am (UTC)
"у нас нет врожденной склонности использовать ToM где не попадя"

А автор и не утверждает этого. Разумеется, нам нужны определенные основания, чтобы заподозрить у объекта одушевленность: например, движение без видимой внешней причины. Объект, который движется только тогда, когда его толкают, мы вовсе не считаем одушевленным!

"Насчет веры в душу - она ничем не отличается особо от веры в русалок, богов и эльфов"

Отличается или нет, зависит от того, наделяются ли эти русалки и т.д. какими-то необычными свойствами. Если русалка - это гибрид рыбы с человеком, то вера в русалок - это просто вера в существование таких гибридов, среди прочих животных. Душа же, по определению, нечто совсем другого рода, а не еще одно животное среди прочих.

Автор книжки утверждает, что у нас есть некие психологические предпосылки для дуализма "душа-тело" (и именно этим он объясняет то, что религия вовсе не отмерла в наш век науки), но мне они не очевидны. А Вам?

Edited at 2018-02-22 03:31 am (UTC)
marigranula
Feb. 22nd, 2018 06:47 am (UTC)
"Разумеется, нам нужны определенные основания, чтобы заподозрить у объекта одушевленность: например, движение без видимой внешней причины. Объект, который движется только тогда, когда его толкают, мы вовсе не считаем одушевленным!"
Люди тем не менее не одушевляют машины и телевизоры, насколько я знаю :)
Я знаю анекдот
жена мужу, сидящему за компом
-Ты представляешь, по телевизору шла телевикторина, и я стала отвечать на её вопросы!
муж компьютеру
-Ты слышал?! Эта дура разговаривает с телевизором!
Но все это именно на уровне анекдота.
Кстати, есть попытки доказать связь религиозности с ТоМ на тои основании, что аутисты (с нарушенным ТоМ) реже религиозны чем обычные люди. Но у аутистов вообще проблемы с многими аспектами культуры, не только с религиозностью. То же самое с более высокой религиозность и более развитой ТоМ у женщин - очень не очевидна казуальная связь.

"Если русалка - это гибрид рыбы с человеком, то вера в русалок - это просто вера в существование таких гибридов, среди прочих животных. Душа же, по определению, нечто совсем другого рода, а не еще одно животное среди прочих. "
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%8B

"Автор книжки утверждает, что у нас есть некие психологические предпосылки для дуализма "душа-тело" (и именно этим он объясняет то, что религия вовсе не отмерла в наш век науки), но мне они не очевидны. А Вам?"
И мне. Я думаю, эти верования в душу более декларативные чем реальные. На сколько я понимаю, в ВОВ воевали с одной стороны солдаты верящие в бессмертие души, и с другой - не верящие в душу. Трудно сказать, что верящие в душу демонстрировали большее бесстрашее.
egovoru
Feb. 22nd, 2018 01:29 pm (UTC)
"есть попытки доказать связь религиозности с ТоМ на тои основании, что аутисты (с нарушенным ТоМ) реже религиозны чем обычные люди"

Да, автор книжки упоминает эти данные, но, как Вы сами отметили, особенно убедительными их не назовешь.

"Я думаю, эти верования в душу более декларативные чем реальные"

Ну, в чужую голову, конечно, не залезешь, но из общения с некоторыми людьми, верящими в бессмертную душу, мне показалось, что эта вера вполне искренняя. Я хотела сказать другое: эта вера не кажется мне так уж автоматически вытекающей из нашего опыта, как думается автору. Правда, в его пользу говорит то, что вера в бессмертие души, по-видимому, возникала многократно и независимо в разных человеческих культурах.

А вот что Вы хотели сказать о русалках и эльфах ссылками на Вики, я не догадалась.
marigranula
Feb. 22nd, 2018 01:50 pm (UTC)
"эта вера не кажется мне так уж автоматически вытекающей из нашего опыта, как думается автору. "
Полностью согласен!

"из общения с некоторыми людьми, верящими в бессмертную душу, мне показалось, что эта вера вполне искренняя."
Если мы примем, что люди искрене верят в христианские концепции, они должны максимизировать шанс, что их душа попадет в рай - ходить в рубище, хранить целебат, и т.д. Что какие то 60-80 лет земной жизни по сравнению с вечной душой?

"А вот что Вы хотели сказать о русалках и эльфах ссылками на Вики, я не догадалась."
Я имел ввиду, что они именно магические существа, а не какие-то криптозоологические диковинки :)
egovoru
Feb. 22nd, 2018 02:01 pm (UTC)
"они должны максимизировать шанс, что их душа попадет в рай - ходить в рубище, хранить целебат"

По-первых, трудно противостоять соблазну, а, во-вторых, за века своей истории христианство существенно ослабило требования к праведной жизни. Эти требования усиливаются только в тяжелые времена, а в благополучные - ослабевают :)

"они именно магические существа"

Вера в возможность магических существ, мне кажется, может быть напрямую и не связана с верой в бессмертие души.
marigranula
Feb. 22nd, 2018 03:56 pm (UTC)
"По-первых, трудно противостоять соблазну, а, во-вторых, за века своей истории христианство существенно ослабило требования к праведной жизни. "
Ну вот Вы поступали в МГУ - Вы наверное из всех сил старались хорошо сдать экзамены, не пытались оценить "насколько достаточно для требований" ? :)
egovoru
Feb. 23rd, 2018 12:56 am (UTC)
Отчего же? Подготовка к любому экзамену обязательно включает осознание требований: в противном случае легко сесть в лужу, выучив совсем не то, что будут спрашивать!
marigranula
Feb. 23rd, 2018 04:44 am (UTC)
Я понимаю, что готовясь к экзамену по математике, Вы вряд ли учили стихи Байрона, даже если Байрон Вам очень нравится :)
Но я практически уверен, что Вы порешав часок Сканави, не говорили "Ну все, сколько нужно я порешала, пойду , прошвырнусь с чуваками"
Искренне верящий православный человек должен быть беден как церковная мышь и быть нищ духом (уж не знаю, что это означает для конкретного человека).
egovoru
Feb. 23rd, 2018 01:28 pm (UTC)
"Вы порешав часок Сканави, не говорили "Ну все, сколько нужно я порешала, пойду , прошвырнусь с чуваками"

Честно говоря, я уже не помню, решала ли я что-то из Сканави по своей воле - кажется, я довольствовалась только выполнением того, что мне задавали учителя :)

Правда, в нашей школьной компании весьма презиралась сама идея, что учить надо только то, что спросят на экзамене. Было ясное понимание, что экзамен - это только этап (хотя и необходимый), а за ним будет длинная профессиональная жизнь, и готовиться надо именно к ней :)

"беден как церковная мышь и быть нищ духом"

Я плохо в этом разбираюсь, но, кажется, обет бедности обязателен только для членов некоторых монашеских орденов - францисканцев, например, но не для поголовно всех прихожан, даже православных.