?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Способность распознавать целеполагание в окружающей среде у нас адаптивно гипертрофирована: лучше принять куст за тигра, чем тигра за куст. Эта гипертрофия лежит в основе анимизма: одушевления неодушевленных предметов. Его остатки легко заметить у самого себя всякий раз, когда материшь неожиданно зависший компьютер :)


Но анимизм еще трудно назвать религией: тут нет выхода за пределы физического мира. А вот веру в существование бессмертной души уже можно классифицировать как религиозную. Джесси Беринг в своей книжке пытается отыскать ее психологические предпосылки.

По его мнению, эта вера – результат нашей невозможности представить себе собственную смерть. На мой взгляд, это утверждение плохо стыкуется с развиваемой им же гипотезой, что в основе религии лежит «theory of mind».

Этим не очень удачным термином называют способность понимать, что другие сознательные существа могут думать и чувствовать иначе, чем мы: иными словами, способность смотреть на мир глазами другого. Мне кажется, с ее помощью нам ничего не стоит представить себе и собственную смерть – глазами потомков. Как, например, у Цветаевой:

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Так что истоки веры в существование бессмертной души надо искать где-то в другом месте. Возможно, тут сыграло роль кажущееся отсутствие физических изменений в момент смерти, наблюдаемой со стороны?


Крылатая душа покидает тело умершего (в правом верхнем углу):
фрагмент египетского папируса 21-й династии из Лувра
(фото DeAgostini/Getty Images
)

Tags:

Posts from This Journal by “душа” Tag

  • Я, я, я. Что за дикое слово!

    Фрейда в оригинале я не читала и потому не догадывалась, что пресловутые «Эго» и «Ид» – отнюдь не исходные авторские термины, а, судя по всему,…

  • Гляжу в очаг, на тление

    Меня давно занимает, какой смысл вкладывают в понятие «духовность» люди, считающие ее чем-то отличным от «религии». Одним из таких оказался Юваль…

  • Ты влетела слишком смело

    Метафора «мозг – это компьютер» так полюбилась нам еще и потому, что уж больно удачно она легла на матрицу картезианского дуализма. А тот, в свое…

Comments

egovoru
Feb. 22nd, 2018 01:00 am (UTC)
Религия - сложное, комплексное явление, поэтому для простоты давайте рассмотрим только одно конкретное верование, которое можно назвать религиозным - веру в бессмертие души. Мне интересно, каким образом страх смерти привел к появлению мысли о существовании души, а не, например, к вере в то, что через какое-то время мы просто воскреснем "целиком", т.е., телесно? Откуда взялся этот дуализм "душа-тело"? Автор книжки утверждает, что у нас есть к нему определенные психологические предпосылки, но мне они что-то не очевидны.
olaff67
Feb. 22nd, 2018 03:30 am (UTC)
Я, при чтении поста, пропустил про "невозможность представить свою смерть", и практически повторил ее, сказав про страх - что в принципе одно и то же.
Дуализм душа-тело, думаю, берет свое начало в способности рефлексии, которая прежде всего есть способность "смотреть глазами иного" прежде всего на себя. Кто говорит "Я говорю (смотрю, слушаю, чувствую...)"? Кто-то, присутствующий во мне наряду со мной-делающим указанное. Он не может быть снаружи, а только внутри.
Далее - можно перейти к невозможности и нежеланию представить свой абсолютный конец. тело, как мы можем наблюдать, у нас пропадает, и мы не видели еще ни разу, чтобы оно возникло снова, соответственно, отрицаемая (первый этап - отрицание)нами по причине страха смерть настигает только тело, и (этап "торг") мы договариваемся считать, что то, что у нас внутри, не умирает вместе с телом. На этапе "смирение" (или приятие) мы уже спокойнее можем предположить, что либо душа отправляется в положенное ей место, либо пееселяется в другое тело, либо - дожидается, пока Творец не восстановит наше собственное тело когда-нибудь потом.

Вот, как-то так.
egovoru
Feb. 22nd, 2018 01:18 pm (UTC)
То есть, Вы хотите сказать, что возможность посмотреть на себя глазами дригого (т.е., та самая theory of mind) интерпретируется нами как существование некоего волатильного "я", которое может временно вселяться в другого человека? Но откуда берется мысль, что это подвижное "я" не умирает с нашей смертью?
olaff67
Feb. 22nd, 2018 03:21 pm (UTC)
От страха чего только не придумаешь. В данном случае - от страха полного небытия.