?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Способность распознавать целеполагание в окружающей среде у нас адаптивно гипертрофирована: лучше принять куст за тигра, чем тигра за куст. Эта гипертрофия лежит в основе анимизма: одушевления неодушевленных предметов. Его остатки легко заметить у самого себя всякий раз, когда материшь неожиданно зависший компьютер :)


Но анимизм еще трудно назвать религией: тут нет выхода за пределы физического мира. А вот веру в существование бессмертной души уже можно классифицировать как религиозную. Джесси Беринг в своей книжке пытается отыскать ее психологические предпосылки.

По его мнению, эта вера – результат нашей невозможности представить себе собственную смерть. На мой взгляд, это утверждение плохо стыкуется с развиваемой им же гипотезой, что в основе религии лежит «theory of mind».

Этим не очень удачным термином называют способность понимать, что другие сознательные существа могут думать и чувствовать иначе, чем мы: иными словами, способность смотреть на мир глазами другого. Мне кажется, с ее помощью нам ничего не стоит представить себе и собственную смерть – глазами потомков. Как, например, у Цветаевой:

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Так что истоки веры в существование бессмертной души надо искать где-то в другом месте. Возможно, тут сыграло роль кажущееся отсутствие физических изменений в момент смерти, наблюдаемой со стороны?


Крылатая душа покидает тело умершего (в правом верхнем углу):
фрагмент египетского папируса 21-й династии из Лувра
(фото DeAgostini/Getty Images
)

Tags:

Posts from This Journal by “душа” Tag

  • Я, я, я. Что за дикое слово!

    Фрейда в оригинале я не читала и потому не догадывалась, что пресловутые «Эго» и «Ид» – отнюдь не исходные авторские термины, а, судя по всему,…

  • Гляжу в очаг, на тление

    Меня давно занимает, какой смысл вкладывают в понятие «духовность» люди, считающие ее чем-то отличным от «религии». Одним из таких оказался Юваль…

  • Ты влетела слишком смело

    Метафора «мозг – это компьютер» так полюбилась нам еще и потому, что уж больно удачно она легла на матрицу картезианского дуализма. А тот, в свое…

Comments

alex_new_york
Feb. 22nd, 2018 12:53 pm (UTC)
- (Сократ, стоя у входа и не заходя в дом) Платон, ты дома? Я волшебным образом избежал смерти, но не хотел бы, чтобы ты пока смотрел на меня, и видел, что со мною произошло. Достаточно того, что тебе придется слушать мой охрипший и огрубевший голос. Отвернись к очагу, мой друг, чтобы не видеть меня.
- (Платон) Я отвернулся. Входи, дружище.

Через пару часов:

- (Платон) Сократ, мне надоело глядеть на огонь, а к твоему голосу я уже привык, и он не кажется мне хуже или лучше прежнего. Позволь мне взглянуть на тебя
- (Сократ) Ну, что же, изволь
- (Платон, через минуту, обретя дар речи) О, великие боги...Что это? Как это возможно?
- (Сократ, растерянно) Я и сам не понял. Похоже, что без богов не обошлось, хотя меня и уверяли в обратном. Я хотел вначале поговорить с тобой, потому, что боялся, что ты примешь меня за самозванца.
- (Платон) И непременно принял бы. Но сейчас, после долгого разговора, не сомневаюсь, что это -ты... Но расскажи же мне, наконец, как это произошло?.. Никогда бы не поверил, что такое возможно!.. О, великие боги!..