?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Способность распознавать целеполагание в окружающей среде у нас адаптивно гипертрофирована: лучше принять куст за тигра, чем тигра за куст. Эта гипертрофия лежит в основе анимизма: одушевления неодушевленных предметов. Его остатки легко заметить у самого себя всякий раз, когда материшь неожиданно зависший компьютер :)


Но анимизм еще трудно назвать религией: тут нет выхода за пределы физического мира. А вот веру в существование бессмертной души уже можно классифицировать как религиозную. Джесси Беринг в своей книжке пытается отыскать ее психологические предпосылки.

По его мнению, эта вера – результат нашей невозможности представить себе собственную смерть. На мой взгляд, это утверждение плохо стыкуется с развиваемой им же гипотезой, что в основе религии лежит «theory of mind».

Этим не очень удачным термином называют способность понимать, что другие сознательные существа могут думать и чувствовать иначе, чем мы: иными словами, способность смотреть на мир глазами другого. Мне кажется, с ее помощью нам ничего не стоит представить себе и собственную смерть – глазами потомков. Как, например, у Цветаевой:

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Так что истоки веры в существование бессмертной души надо искать где-то в другом месте. Возможно, тут сыграло роль кажущееся отсутствие физических изменений в момент смерти, наблюдаемой со стороны?


Крылатая душа покидает тело умершего (в правом верхнем углу):
фрагмент египетского папируса 21-й династии из Лувра
(фото DeAgostini/Getty Images
)

Tags:

Posts from This Journal by “душа” Tag

  • Я, я, я. Что за дикое слово!

    Фрейда в оригинале я не читала и потому не догадывалась, что пресловутые «Эго» и «Ид» – отнюдь не исходные авторские термины, а, судя по всему,…

  • Гляжу в очаг, на тление

    Меня давно занимает, какой смысл вкладывают в понятие «духовность» люди, считающие ее чем-то отличным от «религии». Одним из таких оказался Юваль…

  • Ты влетела слишком смело

    Метафора «мозг – это компьютер» так полюбилась нам еще и потому, что уж больно удачно она легла на матрицу картезианского дуализма. А тот, в свое…

Comments

egovoru
Feb. 22nd, 2018 01:38 pm (UTC)
Вот, и мне тоже мысль о полном воскресении кажется куда более естественной, уж если на то пошло. Отделение души от тела - гораздо более сложная, изощренная мысль; до нее непросто догадаться. В пользу автора книжки, который думает, что она закономерно вытекает из каких-то наших психологических особенностей, говорит то, что, если я правильно понимаю, идея бессмертной души возникала много раз независимо у разных человеческих популяций. А Вы же читали трактат Элиаде - наверняка тот разбирает этот вопрос?
noname_rambler
Feb. 22nd, 2018 03:06 pm (UTC)
С точки зрения научной, а религиоведение это наука (насколько я понимаю), если принять во внимание то значение, которое придавалось в первобытных культах погребальным обрядам ... Ну и так далее, вывод напрашивается. Тогда как о спиритуализме дописьменных народов мы вообще ничего сказать не можем. Что касается отношения к этим вещам народов письменных, таких, как египтяне, то тут, как мне кажется, всё очевидно.
egovoru
Feb. 22nd, 2018 10:05 pm (UTC)
Да, если я правильно понимаю, то именно наличие каких-то особо оформленных захоронений археологи и считают первым проявлением религии (у неандертальцев, например). Логично предположить, что такие захоронения отражают именно представление о бессмертной душе (или, во всяком случае, о возможности воскресения).
noname_rambler
Feb. 23rd, 2018 05:29 am (UTC)
Представления, довольно смутные (но яркие), что вот этот дорогой их человек, "отдав концы, не умирает насовсем". И они устраивают ему упокоение, его бренным физическим останкам вообще-то, ведь если б чистый спиритуализм, то — какое дело душе до той грязи, из оков которой она только что высвободилась? Да, развитие религиозных идей пошло и в эту сторону — у индоариев. И они устраивают погребальный костёр вместо строительства пирамид... Но во-первых это намного более высшая, утончённая ступень, во-вторых ... это конечно выходит за рамки данного обсуждения ... путь этот видимо тупиковый — с точки зрения второй (или первой?) функции религиозных идей, т.е. с точки зрения того, что тот же Элиаде называет связностью общества, pietas.
Что же касается той роли, которую играют погребальные обряды ... "есть мнение" (у Андрея Зубова например) что "те самые" мегалиты (Стоунхедж и пр.), которые наша "техника-молодёжи" считала первобытными обсерваториями, на самом деле — тоже погребальные сооружения. На которые, по словам того же Зубова, "затрачивалось до 90% усилий" — это он конечно сильно преувеличивает:) но мысль в целом мне кажется верной.

Edited at 2018-02-23 05:30 am (UTC)
egovoru
Feb. 23rd, 2018 01:34 pm (UTC)
"На которые, по словам того же Зубова, "затрачивалось до 90% усилий" — это он конечно сильно преувеличивает:) но мысль в целом мне кажется верной"

Ну, египетские пирамиды, во всяком случае - точно были свидетельством той важности, которую египтяне придавали жизни после смерти. Но представления о душе у них уже были - причем очень интересные: та крылатая душа, что изображена на этом папирусе - не единственная, а были еще душа-тень, душа-имя и тьма еще каких-то душ, числом чуть ли не семь в целом :)
noname_rambler
Feb. 24th, 2018 05:51 am (UTC)
Как мне кажется, доискиваться до истоков происхождения понятий о душе, как-то ... несколько опрометчиво что ли. Ну посудите сами, тут приводили отрывок из разговора Сократа с Алкивиадом. Суть его в чём? Вот живое тело, оно движется, причём движется целеустремлённо, а не хаотично, как двигаются допустим пылинки в луче света. Значит что-то телом управляет? Вот это что-то и есть душа. И никакой мистики здесь (пока) нет.
Но это ещё не всё:)
egovoru
Feb. 24th, 2018 02:32 pm (UTC)
"Значит что-то телом управляет? Вот это что-то и есть душа"

Ну, у Платона-то душа (форма, идея) стояла за любой вещью, в том числе и неодушевленной, которая была только проявлением этой души. У христиан же, насколько я понимаю, нет консенсуса по поводу наличия души у животных, но вот наличие ее у стульев и т.д. они точно отрицают. С точки зрения христианина платонизм - это, наверное, анимизм?

Вывод же о том, что, если тело движется самопроизвольно, значит, им что-то управляет, кажется мне весьма нетривиальным. Положим, сегодня мы действительно постоянно сталкиваемся с подобным: автомобили движутся потому, что ими управляют водители и т.д., но ведь перед глазами древних людей ничего такого не было? Откуда же у них возникла мысль, что человек - это машина, управляемая водителем?
nebos_avos
Feb. 24th, 2018 06:42 pm (UTC)
По христианскому учению, тело воскресает вместе с душой.
egovoru
Feb. 24th, 2018 09:24 pm (UTC)
Да, но ведь это произойдет только после второго пришествия, а до тех пор душа умершего (праведника) существует сама по себе в раю, не так ли?
nebos_avos
Feb. 24th, 2018 09:51 pm (UTC)
Не так, вместе с телом она воскресает и до 2-го пришествия.
egovoru
Feb. 25th, 2018 12:27 am (UTC)
А расскажите, пожалуйста, подробнее? А то я знаю, конечно, про воскрешение Лазаря, но вообще-то мне казалось, что это дело ожидает Страшного суда?
nebos_avos
Feb. 25th, 2018 09:28 am (UTC)
Подробнее невозможно, потому как достоверных свидетельств нет. Но воскресает тело, конечно, не то, с каким человек умирает - "воскрешение" тут значит также и обновление.
egovoru
Feb. 25th, 2018 02:53 pm (UTC)
Насколько я понимаю, все же для основной массы верующих надежда на воскресение откладывается до Страшного суда. "Досрочное" воскресение было возможно только для самого Христа или при его непосредственном участии (как в случае Лазаря). Если я ошибаюсь, то хорошо бы конкретную цитату из какого-то христианского авторитета, опровергающую это утверждение. Мне кажется, для Церкви слух о каком-то досрочном воскресении - скорее ересь, разве нет?
nebos_avos
Feb. 25th, 2018 03:26 pm (UTC)
В богословии я силен не настолько, чтобы ответить точно.
egovoru
Feb. 25th, 2018 03:28 pm (UTC)
Среди моих френдов есть по крайней мере один православный священник - давайте спросим у него?
(no subject) - nebos_avos - Feb. 25th, 2018 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 25th, 2018 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Feb. 26th, 2018 06:05 am (UTC) - Expand