?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Способность распознавать целеполагание в окружающей среде у нас адаптивно гипертрофирована: лучше принять куст за тигра, чем тигра за куст. Эта гипертрофия лежит в основе анимизма: одушевления неодушевленных предметов. Его остатки легко заметить у самого себя всякий раз, когда материшь неожиданно зависший компьютер :)


Но анимизм еще трудно назвать религией: тут нет выхода за пределы физического мира. А вот веру в существование бессмертной души уже можно классифицировать как религиозную. Джесси Беринг в своей книжке пытается отыскать ее психологические предпосылки.

По его мнению, эта вера – результат нашей невозможности представить себе собственную смерть. На мой взгляд, это утверждение плохо стыкуется с развиваемой им же гипотезой, что в основе религии лежит «theory of mind».

Этим не очень удачным термином называют способность понимать, что другие сознательные существа могут думать и чувствовать иначе, чем мы: иными словами, способность смотреть на мир глазами другого. Мне кажется, с ее помощью нам ничего не стоит представить себе и собственную смерть – глазами потомков. Как, например, у Цветаевой:

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Так что истоки веры в существование бессмертной души надо искать где-то в другом месте. Возможно, тут сыграло роль кажущееся отсутствие физических изменений в момент смерти, наблюдаемой со стороны?


Крылатая душа покидает тело умершего (в правом верхнем углу):
фрагмент египетского папируса 21-й династии из Лувра
(фото DeAgostini/Getty Images
)

Tags:

Posts from This Journal by “душа” Tag

  • Я, я, я. Что за дикое слово!

    Фрейда в оригинале я не читала и потому не догадывалась, что пресловутые «Эго» и «Ид» – отнюдь не исходные авторские термины, а, судя по всему,…

  • Гляжу в очаг, на тление

    Меня давно занимает, какой смысл вкладывают в понятие «духовность» люди, считающие ее чем-то отличным от «религии». Одним из таких оказался Юваль…

  • Ты влетела слишком смело

    Метафора «мозг – это компьютер» так полюбилась нам еще и потому, что уж больно удачно она легла на матрицу картезианского дуализма. А тот, в свое…

Comments

marigranula
Feb. 23rd, 2018 04:44 am (UTC)
Я понимаю, что готовясь к экзамену по математике, Вы вряд ли учили стихи Байрона, даже если Байрон Вам очень нравится :)
Но я практически уверен, что Вы порешав часок Сканави, не говорили "Ну все, сколько нужно я порешала, пойду , прошвырнусь с чуваками"
Искренне верящий православный человек должен быть беден как церковная мышь и быть нищ духом (уж не знаю, что это означает для конкретного человека).
egovoru
Feb. 23rd, 2018 01:28 pm (UTC)
"Вы порешав часок Сканави, не говорили "Ну все, сколько нужно я порешала, пойду , прошвырнусь с чуваками"

Честно говоря, я уже не помню, решала ли я что-то из Сканави по своей воле - кажется, я довольствовалась только выполнением того, что мне задавали учителя :)

Правда, в нашей школьной компании весьма презиралась сама идея, что учить надо только то, что спросят на экзамене. Было ясное понимание, что экзамен - это только этап (хотя и необходимый), а за ним будет длинная профессиональная жизнь, и готовиться надо именно к ней :)

"беден как церковная мышь и быть нищ духом"

Я плохо в этом разбираюсь, но, кажется, обет бедности обязателен только для членов некоторых монашеских орденов - францисканцев, например, но не для поголовно всех прихожан, даже православных.