?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Способность распознавать целеполагание в окружающей среде у нас адаптивно гипертрофирована: лучше принять куст за тигра, чем тигра за куст. Эта гипертрофия лежит в основе анимизма: одушевления неодушевленных предметов. Его остатки легко заметить у самого себя всякий раз, когда материшь неожиданно зависший компьютер :)


Но анимизм еще трудно назвать религией: тут нет выхода за пределы физического мира. А вот веру в существование бессмертной души уже можно классифицировать как религиозную. Джесси Беринг в своей книжке пытается отыскать ее психологические предпосылки.

По его мнению, эта вера – результат нашей невозможности представить себе собственную смерть. На мой взгляд, это утверждение плохо стыкуется с развиваемой им же гипотезой, что в основе религии лежит «theory of mind».

Этим не очень удачным термином называют способность понимать, что другие сознательные существа могут думать и чувствовать иначе, чем мы: иными словами, способность смотреть на мир глазами другого. Мне кажется, с ее помощью нам ничего не стоит представить себе и собственную смерть – глазами потомков. Как, например, у Цветаевой:

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Так что истоки веры в существование бессмертной души надо искать где-то в другом месте. Возможно, тут сыграло роль кажущееся отсутствие физических изменений в момент смерти, наблюдаемой со стороны?


Крылатая душа покидает тело умершего (в правом верхнем углу):
фрагмент египетского папируса 21-й династии из Лувра
(фото DeAgostini/Getty Images
)

Tags:

Posts from This Journal by “душа” Tag

  • Я, я, я. Что за дикое слово!

    Фрейда в оригинале я не читала и потому не догадывалась, что пресловутые «Эго» и «Ид» – отнюдь не исходные авторские термины, а, судя по всему,…

  • Гляжу в очаг, на тление

    Меня давно занимает, какой смысл вкладывают в понятие «духовность» люди, считающие ее чем-то отличным от «религии». Одним из таких оказался Юваль…

  • Ты влетела слишком смело

    Метафора «мозг – это компьютер» так полюбилась нам еще и потому, что уж больно удачно она легла на матрицу картезианского дуализма. А тот, в свое…

Comments

egovoru
Feb. 25th, 2018 12:27 am (UTC)
А расскажите, пожалуйста, подробнее? А то я знаю, конечно, про воскрешение Лазаря, но вообще-то мне казалось, что это дело ожидает Страшного суда?
nebos_avos
Feb. 25th, 2018 09:28 am (UTC)
Подробнее невозможно, потому как достоверных свидетельств нет. Но воскресает тело, конечно, не то, с каким человек умирает - "воскрешение" тут значит также и обновление.
egovoru
Feb. 25th, 2018 02:53 pm (UTC)
Насколько я понимаю, все же для основной массы верующих надежда на воскресение откладывается до Страшного суда. "Досрочное" воскресение было возможно только для самого Христа или при его непосредственном участии (как в случае Лазаря). Если я ошибаюсь, то хорошо бы конкретную цитату из какого-то христианского авторитета, опровергающую это утверждение. Мне кажется, для Церкви слух о каком-то досрочном воскресении - скорее ересь, разве нет?
nebos_avos
Feb. 25th, 2018 03:26 pm (UTC)
В богословии я силен не настолько, чтобы ответить точно.
egovoru
Feb. 25th, 2018 03:28 pm (UTC)
Среди моих френдов есть по крайней мере один православный священник - давайте спросим у него?
nebos_avos
Feb. 25th, 2018 04:05 pm (UTC)
Почему бы нет?
egovoru
Feb. 25th, 2018 04:22 pm (UTC)
Написала ему.

Вот, получила ответ:

From partizan_1812:

"Мне, как и Вам, не вполне понятно, о чем говорит Ваш собеседник. Действительно, в Священном Писании не один раз упоминаются воскрешения. Наибольшее число воскресений, хотя и безымянных, произошло во время Крестной смерти Иисуса Христа (например, "и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим" (Мф 27:52.53)).

Говоря о "непосредственной причастности Христа" к воскрешениям, стоит заметить, что вполне признаются воскрешения произошедшие по молитвам святых, например, ап. Петр воскресил прав. Тавифу. Они, разумеется, совершены по воле и благодатью Христа, так что все зависит от определения "непосредственной причастности ". Думаю, что причастность Христа и в этих случаях вполне непосредственная.

Однако нет никаких указаний на "нормальность" воскресений до Второго Пришествия и Страшного Суда. И еще одно важное соображение. Как замечает Ваш собеседник, новое тело действительно не такое, как было изначально у умершего. Но это как раз относится именно к общему воскресению. Прообразом этого тела было Тело воскресшего Иисуса Христа. При всей очевидной телесности (апостолы имели возможность в этом убедиться), Господь проходил через твердые предметы и все же выглядел как-то неуловимо "не так". А вот о телах воскрешенных Иисусом Христом или святыми ничего такого мы не знаем. Они возвращались ко вполне обычной жизни в обычном теле и впоследствии умирали.

Кстати, известная мне идея воскрешения мертвых до Страшного суда и притом такого, что люди, согласно ей, будут воскресать в некое преображенное состояние принадлежит Федорову, написавшему "Философию общего дела". Это, конечно же, ни разу :) не христианское богословие".

Edited at 2018-02-25 11:58 pm (UTC)
nebos_avos
Feb. 26th, 2018 06:05 am (UTC)
Какой я, оказывается, неграмотный, аж стыдно!