?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Должны ли сегодняшние немцы отвечать за Холокост, а нынешние турки – за геноцид армян в 1915-м? Согласно идее классического либерализма, от человека можно требовать исполнения только добровольно взятых на себя обязательств. Иными словами, «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20).


Майкл Сэндел считает иначе. Он предлагает рассмотреть такую ситуацию: если будут тонуть два человека, никто из нас не осудит сына, кинувшегося спасать своего отца, а не соседа (при условии, что он может спасти только одного), а ведь сын отца не выбирает. Или вот генерал Роберт Ли, главнокомандующий армией Конфедерации. Оказывается, до войны он был убежденным сторонником Союза, но, когда Виргиния решила отделиться, он согласился встать на сторону конфедератов из солидарности к родному штату – чем заслужил уважение не только серых мундиров, но и синих.

То есть, помимо добровольно взятой на себя ответственности, мы признаем и ответственность, налагаемую не зависящими от нас обстоятельствами – в том числе, принадлежностью к той или иной общности, куда мы попали по воле случая. И все же мне кажется, уважение – это одно, а требование – совсем другое. Мы можем восхищаться подобными проявлениями сыновней или гражданской верности, но не вправе их требовать. А вы как думаете, уважаемые френды?


Памятник генералу Ли в Шарлотсвилле, Виргиния
(фото Cville dog via Wiki Commons)

Posts from This Journal by “справедливость” Tag

  • А люди все роптали и роптали

    Смысл понятия «справедливость» кажется довольно ясным: вознаграждение должно быть пропорционально заслугам. Вопрос, однако, в том, а что конкретно…

  • Одна на всех луна

    Трактат Канта о морали вышел из печати в тот же насыщенный период между Американской и Французской революциями, что и труд Бентама, но содержал…

  • Ты помнил благо лишь народа

    Ленин – не единственный непогребенный труп нашего времени. В Университетском Kолледже Лондона выставлена мумия Джереми Бентама, созданная согласно…

Comments

( 141 comments — Leave a comment )
mary_spiri
Apr. 11th, 2018 03:34 pm (UTC)

Лично я думаю, что главное счастье в жизни это не быть поставленым перед подобным выбором. И будучи эскапистом со стажем, лично собираюсь скорее сбежать, чем решать. А если сбежать невозможно, то спасать сугубо родных и себя. Что же касается любви к отечеству и отеческим гробам, то я постаралась сделать все, что могла, чтобы эта любовь, которой я сама отчасти страдаю, не передалась моему единственному потомку.  И чтобы ей не хотелось гордиться боевой славой предков, и не хотелось страдать от ужасов усатого упыря. Вроде получилось. Вообще сын за отца отвечает либо силком, если его принуждают, либо добровольно  по убеждению. Убери принуждение и убеждение, и можно вроде как и не отвечать.

egovoru
Apr. 11th, 2018 10:11 pm (UTC)
"Убери принуждение и убеждение, и можно вроде как и не отвечать"

С тем, что принуждение - зло, наверное, все согласятся. Что же касается убеждения, то с ним сложнее: если мы совсем ликвидируем в себе способность отвечать за кого-то, кроме самих себя, не повлияет ли это и на нашу способность к согласованным коллективным действиям?
(no subject) - mary_spiri - Apr. 12th, 2018 12:49 am (UTC) - Expand
maiorova
Apr. 11th, 2018 03:39 pm (UTC)
А я, например, полезу спасать соседа, потому что с соседом по крайней мере знакома...
egovoru
Apr. 11th, 2018 10:13 pm (UTC)
Тут еще вопрос в том, совпадает ли то, что мы думаем, что мы сделаем в той или иной ситуации, с тем, что мы на самом деле делаем, когда в ней оказываемся?

Надо сказать, что у Сэндела в книжке тонул сын, а не отец, но я заменила его на отца, чтобы приблизить эту модельную ситуацию к реальным историческим, которые упоминаются в начале поста.
(no subject) - umbloo - Apr. 11th, 2018 10:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 10:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 11th, 2018 10:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 11:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maiorova - Apr. 11th, 2018 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maiorova - Apr. 11th, 2018 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 11:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maiorova - Apr. 11th, 2018 11:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 11:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maiorova - Apr. 12th, 2018 11:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 11:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maiorova - Apr. 13th, 2018 12:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 13th, 2018 12:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - maiorova - Apr. 13th, 2018 12:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 13th, 2018 12:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - maiorova - Apr. 13th, 2018 12:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 13th, 2018 01:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - maiorova - Apr. 13th, 2018 01:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 11th, 2018 11:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 11:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 12th, 2018 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 12:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 12th, 2018 01:10 am (UTC) - Expand
umbloo
Apr. 11th, 2018 03:40 pm (UTC)
У меня тут позиция достаточно однозначная. Человек отвечает за себя и за свои поступки - и это обычно правильно и справедливо. Человек может отвечать за поступки другого человека, если он имел действительную возможность на эти поступки (или на этого человека в целом) повлиять - иногда это правильно и справедливо, а иногда нет, и наказание всех старших родичей за преступление младшего, скажем, давно отменили даже в Китае и Корее (хотя в тамошней этике такая ответственность как пережиток осталась сильнее, чем во многих других странах). Человек не отвечает за другого человека, на действия которого он повлиять не мог - в том числе и за дела собственных родичей, совершённые,с кажем, до рождения этого человека; вменять ему (или ему самому вменять себе) такую ответственность неправильно и несправедливо.
То же относится не только к "отвечаю", но и к "стыжусь" или "горжусь" - предками, соплеменниками и т.п., на действия которых человек не мог повлиять. Это - их, но не его заслуга или вина, гордиться тут нечем и стыдиться нечего. А то похоже будет на басенных гусей, которые гордились, что их предки Рим спасли.
3seemingmonkeys
Apr. 11th, 2018 04:04 pm (UTC)
так можно и про прежние заслуги сказать
кстати, а в чем вообще смысл гордости?
(no subject) - umbloo - Apr. 11th, 2018 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Apr. 12th, 2018 04:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 12th, 2018 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Apr. 12th, 2018 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 12th, 2018 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 12th, 2018 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 10:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 12th, 2018 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Apr. 11th, 2018 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 10:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 11th, 2018 10:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - le_ra - Apr. 12th, 2018 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 12:34 pm (UTC) - Expand
trevor_mckinney
Apr. 11th, 2018 03:49 pm (UTC)
Есть большая разноголосица между отвечать за поступок другого, родственного себе, и нести (=испытывать?) вину за тот же поступок. Диапазон вин, предлагаемых к испытанию, тоже велик: от нравственной до социальной. Там, где Зинаида Миркина пишет о личной вине, переживаемой за каждый постыдный поступок ее окрестности, вине, которая протерла в ней метафизическую дыру - это одна вина, или когда ее муж - Григорий Померанц утверждает о вине иного рода - к примеру, изображенной в "Покаянии" Абуладзе. Есть родство в этих винах, вероятно, мера взрослости, но социальный аспект очень различен.

Одно понятно, что такая вина способна излечить последствия тоталитаризма. Каков ее социальный выход - еще один затруднительный вопрос.

И, с другой стороны, требование вины опасно. Требование вины от младшего немецкого поколения старшим - не самый удачный способ передачи нравственного опыта. Кажется, что должен быть какой-то другой механизм.
egovoru
Apr. 11th, 2018 10:28 pm (UTC)
"отвечать за поступок другого, родственного себе, и нести (=испытывать?) вину за тот же поступок"

Поясните, пожалуйста, а в чем же конкретно Вы видите здесь разницу? Я имела в виду не столько чувства, сколько конкретные действия, такие как выплата денежных компенсаций жертвам Холокоста посредством проектов типа EVZ.
(no subject) - trevor_mckinney - Apr. 12th, 2018 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trevor_mckinney - Apr. 13th, 2018 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 13th, 2018 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trevor_mckinney - Apr. 13th, 2018 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 13th, 2018 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trevor_mckinney - Apr. 13th, 2018 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Apr. 15th, 2018 05:23 am (UTC) - Expand
dinamik67
Apr. 11th, 2018 04:15 pm (UTC)
Непонятно как-то противопоставили свалив в кучу семейные узы и "деды воевали".

Да, сына спасу первым всегда и везде. А за сталинщину стыдно за предков. Как-то так
messala
Apr. 11th, 2018 04:41 pm (UTC)
У меня что гордость за предков, что стыд за предков всегда вызывали недоумение. Тем более, что дальше третьего-четвертого колена современный человек и не знает, кто собственно были его предки.
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Apr. 11th, 2018 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 11:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Apr. 13th, 2018 12:23 pm (UTC) - Expand
hyperboreus
Apr. 11th, 2018 04:30 pm (UTC)
Тут нужно понять, что подразумевается под словом "отвечает". Как именно могут "отвечать" современные немцы или турки?
egovoru
Apr. 11th, 2018 10:41 pm (UTC)
"Как именно могут "отвечать" современные немцы или турки?"

Например, посредством выплаты денежных компенсаций жертвам геноцида (или их потомкам) при помощи таких организаций, как EVZ. Турецкое же правительство не только не желает платить репарации, но отрицает и сам факт геноцида армян.
(no subject) - umbloo - Apr. 11th, 2018 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 10:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 11th, 2018 11:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 11:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 11th, 2018 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 11th, 2018 11:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 12th, 2018 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 12th, 2018 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 11:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 12th, 2018 11:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 11:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Apr. 12th, 2018 11:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 12th, 2018 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 13th, 2018 09:05 am (UTC) - Expand
messala
Apr. 11th, 2018 04:39 pm (UTC)
То ли я совсем туп, то ли Майкл Сэндел. Причем тут сын и тонущий отец? В чем аналогия-то?

А в остальном все зависит от того, что понимать под значением слова "отвечать". Любой коллектив, действующий навне как единое целое, разделяет последствия таких действий. Я не брал в долг у МВФ, например, но Россия - брала. Так что расплачиваться придется и мне. На Германию наложили репарации - расплачиваться будут все граждане, в том числе и те, кто ни сном ни духом.

Но вот никакой моральной ответственности нынешние немцы за Холокост не несут, естественно.
trevor_mckinney
Apr. 11th, 2018 05:30 pm (UTC)
А вот, к примеру, обнаруживаете, что Ваш отец был совершителем тягчайших и омерзительных преступлений, будет ли это хотя бы иррациональным поводом переживания соучастия вины и даже ответственности перед теми, кому мог нанести своими преступлениями отец? (заранее прошу прощения за такой пример).
(no subject) - zimopisec - Apr. 11th, 2018 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alon_68 - Apr. 11th, 2018 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alon_68 - Apr. 11th, 2018 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Apr. 12th, 2018 04:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2018 10:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Apr. 12th, 2018 04:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 12:05 pm (UTC) - Expand
verum_corpus
Apr. 11th, 2018 06:33 pm (UTC)
Думаю, естественно считать, что у потомков есть долг делать всё возможное, чтобы их предки освободились от наказаний за грехи в Чистилище.

Кроме того, весьма естественной кажется передача долгов по наследству - например, если предки кого-то убили или ограбили, то естественно именно потомкам в первую очередь думать о жертвах и по возможности что-то для них делать.
egovoru
Apr. 11th, 2018 10:49 pm (UTC)
"у потомков есть долг делать всё возможное, чтобы их предки освободились от наказаний за грехи в Чистилище"

А разве это предусмотрено Св. Писанием? Книга пророка Иезекииля, процитированная в посте, вроде бы декларирует только личную ответственность?
freedom_of_sea
Apr. 11th, 2018 07:48 pm (UTC)
сын волен и соседа спасти
egovoru
Apr. 11th, 2018 10:51 pm (UTC)
По условию он может спасти только одного человека. Сын, бросающий отца на произвол судьбы, но спасающий соседа, вызовет недоумение у большинства окружающих, разве нет?
(no subject) - 3seemingmonkeys - Apr. 12th, 2018 04:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freedom_of_sea - Apr. 12th, 2018 07:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2018 12:35 pm (UTC) - Expand
noname_rambler
Apr. 12th, 2018 06:10 am (UTC)
Как мне кажется, у Сэндела здесь рационалистические завихрения (хотя "ход его мысли мне нравится").
Всё гораздо проще, и по человечески (по человечьи, как говаривал мой сосед-рабовладелец) легко понять и отца, спасающего своего ребёнка, и генерала Ли. Вот только понимание их поступков базируется на доморальном уровне, абсолютно иррациональном, если хотите. Как мне кажется, Сэендел этот уровень человечьего сознания-подсознания начисто игнорирует, вот и получаются у него все эти апории-антиномии, которыми он развлекает своих студентов на лекциях, а потом тащит в свою книгу, развлекая читателя. Впрочем, получается у него неплохо, книга довольно живо написана, и — "картинку даёт", то есть — предназначение своё оправдывает.
egovoru
Apr. 12th, 2018 12:16 pm (UTC)
"Вот только понимание их поступков базируется на доморальном уровне, абсолютно иррациональном, если хотите"

А кто сказал, что мораль - это нечто исключительно рациональное? Мне думается, разумно предположить, что у нас есть комплекс врожденных моральных инстинктов, которые мы именно не осознаем, в дополнение к сознательно принятым моральным правилам. Вроде бы именно об этом свидетельствуют эксперименты.

Сэндел, действительно, не рассматривает в своей книжке такие инстинкты, но это не значит, что он отрицает их существование.
Re: не вполне убедительно - egovoru - Apr. 15th, 2018 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Apr. 13th, 2018 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 13th, 2018 11:55 am (UTC) - Expand
deadmadcat
Apr. 12th, 2018 06:30 am (UTC)
Мне, вообще, гораздо ближе либеральное понимание ответственности, но иногда я делаю попытки понять чуждый взгляд на мир. И мне приходит в голову такой резон: Отвечает ли человек за то, в чем лично не принимал участия, но что сделано для него и выгодно ему? Отвечает ли девушка за то, что ее молодой человек дарит ей награбленные драгоценности? Строго говоря, нет, если она ничего не знала, либо знала, но была против происходящего. Но тут возникают 2 оговорки. 1) Точно ли она ничего не знала\была против? Не происходило ли это с ее молчаливого согласия и одобрения? Выяснить наверняка сложно, а между тем в последнем случае она становится соучастницей. 2) Чтобы эффективно влиять на кого-то, надо найти то, что для него значимо. То, чем он руководствуется. Т.е. если человек руководствуется личным благом, то угроза его личному благу эффективно меняет его поведение. А если это террорист, который свое личное благо уже сам заведомо принес в жертву? Значит надо угрожать тому, что для него важно, тому, ради чего он как раз и идет на жертву. Т.е. если поколение N воюет ради внуков, их остановит только знание того, что их будущим внукам придется дорого заплатить за это. Это несправедливо, но эффективно, или, по крайней мере, люди думают, что эффективно.

И еще такой аспект. Та самая девушка с награбленными драгоценностями не виновата в преступлении, но драгоценности все же вернуть владельцам должна. Если она их продала - должна вернуть деньги. Если продала, израсходовала деньги на текущие семейные нужды и умерла? Возможно, ее дети все равно должны вернуть деньги, поскольку именно к ним они перешли в косвенной форме - в виде разных вещей, образования и прочего. Вопрос с репарациями, возможно, объясняется как-то так.
egovoru
Apr. 12th, 2018 12:27 pm (UTC)
"Вопрос с репарациями, возможно, объясняется как-то так"

Я понимаю Ваш ход рассуждений и, наверное, соглашусь с тем, что конкретные потомки тех, кто принимал участие в сжигании людей в печах обязаны потомкам тех, кого они сожгли, даже если они сами уже ни к каким печам отношения не имели (хотя и с этим требованием можно поспорить).

Но ведь бремя репараций возлагается на всех граждан - никто не собирается выяснять (и, может, это и к лучшему), чей дед сжигал людей в печах, а чей - нет? Иными словами, репарации предполагают не только прямую вертикальную, но и горизонтальную ответственность: люди оказываются виновными просто потому, что их предки жили в то время в той же стране, даже если они были простыми лавочниками, а не штурмбаннфюрерами СС. Это как-то настораживает, разве нет?
(no subject) - deadmadcat - Apr. 13th, 2018 05:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 13th, 2018 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Apr. 13th, 2018 01:15 pm (UTC) - Expand
mozgosteb
Apr. 12th, 2018 01:08 pm (UTC)
Вообще говоря, ответственность можно брать за всё, с чем чувствуешь связь. За действия членов семьи как член семьи, за действия государственной машины, как гражданин, за то, куда катится человечество и т.д. А в отсутствие ощущения связи - наоборот, совершенно непонятно, как можно чувствовать вину за то, что совершил отец. Это штука вне рациональная.
egovoru
Apr. 12th, 2018 10:58 pm (UTC)
"ответственность можно брать за всё, с чем чувствуешь связь"

Верно, но вопрос состоит в том, а должны ли мы чувствовать эту связь - воспитывать в таком духе своих детей и т.д.?
(no subject) - noname_rambler - Apr. 13th, 2018 02:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 13th, 2018 05:29 am (UTC) - Expand
steblya_kam
Apr. 14th, 2018 11:08 am (UTC)
Мне кажется, в обсуждении этого вопроса царит чудовищная путаница понятий. Во-первых, путают "ответственность" и "вину, за которую надо нести наказание". Это результат чиновничьего жаргона ("понести ответственность" употребляется в значении "быть наказанным"). Во-вторых, путают "каждого" и "всех". В-третьих, путают народ как совокупность граждан, обладающих вполне конкретной правовой субъектностью, с аллегорическим "народом" из поэзии и пропаганды.
egovoru
Apr. 14th, 2018 12:17 pm (UTC)
"в обсуждении этого вопроса царит чудовищная путаница понятий"

Не без этого :) Но давайте попробуем разобраться: в чем, по-Вашему, разница между "виной" и "ответственностью"?

Что же касается "всех" и "каждого", то, как мне кажется, в конце концов вопрос тут сводится к тому, как относиться к коллективной ответственности: то есть, к утверждению о том, что ты должен отвечать не только за свои собственные действия, но и за действия членов твоего коллектива - даже если ты был причислен к этому коллективу "по умолчанию", а не в результате собственного сознательного решения. Большинство комментаторов выступили с решительным протестом против такой ответственности. А Вы что скажете?
(no subject) - steblya_kam - Apr. 15th, 2018 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 15th, 2018 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 16th, 2018 07:27 am (UTC) - Expand
peggy_s
Apr. 14th, 2018 09:16 pm (UTC)
По-моему тут в обоих случаях ценится именно факт добровольного взятия на себя ответственности исходя из каких-то оснований, которые человеку казались важными и до выбора. Сын считает важным кровное родство, генерал Ли считает важной солидарность со штатом. Они подтвердили свое мнение собственным тяжелым выбором - и это уважают.
Если бы сын спас соседа потому что тот ребенок, или потому что тот великий ученый - их бы можно было уважать за это.
egovoru
Apr. 14th, 2018 09:36 pm (UTC)
Да, мы уважаем моральный выбор, основанный на лояльности к своей группе, как в обоих приведенных примерах. Вопрос в том, имеем ли мы право требовать такой лояльности в тех случаях, когда люди сами ее не проявляют? Например, как в случае нынешних турок, которые говорят (в лице руководства своей страны), что мы-то сами никаких армян не истребляли, а за то, что делали наши предки, мы не в ответе? (Буквально они говорят несколько другое - что истребление армян не было геноцидом, что истребляли не только армян и т.д., но смысл высказывания все равно в том, что "я не сторож брату своему").
(no subject) - mynameisanonym - Apr. 15th, 2018 01:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 15th, 2018 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - peggy_s - Apr. 15th, 2018 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 15th, 2018 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - peggy_s - Apr. 15th, 2018 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 16th, 2018 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - peggy_s - Apr. 16th, 2018 02:08 pm (UTC) - Expand
mynameisanonym
Apr. 15th, 2018 12:54 am (UTC)
Отвечать можно и нужно только за последствия СВОИХ собственных решений. Нельзя отвечать за решение и последствия этого решения принятого другим лицом.Коллективная ответственность суть преследование людей за их взгляды и мнения, имевшее или имеющие место у определенной части населения определенной страны, что формально противоречит свободе слова и тп.Так что современные немцы, равно как и турки, не должны отвечать за военные преступления своих предков.
( 141 comments — Leave a comment )