?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Идея виртуального «Музея философии», предложенная уважаемым curiosus002, так мне понравилась, что я решила открыть у себя его филиал. Совместными усилиями нам удалось существенно расширить первоначальную экспозицию:


Ну, а к последнему (пока) экспонату, Занавесу неведения Ролза, прилагается видеогид (некоторые ссылки в списке тоже ведут к видео из той же замечательной серии):


Посовещавшись с уважаемым hyperboreus, предоставившим в распоряжение музея множество экспонатов, мы решили, что у нас должно быть и отделение для демонстрации живой натуры, хотя в основном мы постарались придать нашим экспонатам сугубо «музейный» вид :)

Приглашаю вас всех принять участие в пополнении нашего музея!

*Михаил Гаспаров приписывает их Протагору.

**По ссылке пишут, что Аристотеля оклеветали.

***Подлинность этого объекта вызывает сомнение у наших экспертов. Похоже, кантианский убийца приобрел топор только усилиями кого-то из последующих интерпретаторов; но живость этого образа и популярность его в народе оправдывают его размещение в нашем музее.

Posts from This Journal by “quid est veritas” Tag

  • Быть может, прежде губ уже родился шепот

    «Априорное знание» – еще один загадочный для меня кантианский термин. Это «знание, безусловно независимое от всякого опыта»; его отличительные…

  • Товарищ, верь: взойдет она

    Иные полагают, что наука – это новый род веры: дескать, раньше верили в Бога, а теперь верят во что-то другое, вот и вся разница. И я…

  • Флейты греческой тэта и йота

    Греков считают основателями рационализма, но что понимают под этим последним? Иногда так называют платоническую веру в существование предвечных,…

Comments

( 103 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
hyperboreus
Apr. 21st, 2018 12:26 pm (UTC)
О кочерге Витгенштейна даже книга написана https://paraknig.com/view/170462
Правда, это не воображаемый предмет, а реальный )

Очень известный экспонат: "мозги в бочке" Патнэма
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мозг_в_колбе

Весьма подвижный экспонат (придется привязывать)
Философский зомби Чалмерса
https://ru.wikipedia.org/wiki/Философский_зомби

Менее известная, но по своему примечательная машина для телепорации Парфита
https://ru.wikipedia.org/wiki/Парадокс_телепортации

egovoru
Apr. 21st, 2018 12:35 pm (UTC)
Отлично, сейчас внесу их в список! Сомнения вызывает, правда, философский зомби - и сомнения двоякого рода: разве Чалмерс был первым, кто его придумал? И, главное, не превратится ли наш музей в зоопарк?
(no subject) - hyperboreus - Apr. 21st, 2018 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 21st, 2018 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 21st, 2018 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 21st, 2018 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 21st, 2018 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 21st, 2018 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 21st, 2018 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 21st, 2018 02:53 pm (UTC) - Expand
hyperboreus
Apr. 21st, 2018 12:33 pm (UTC)
Кроме черепахи нужно добавить и стрелу Зенона

Может быть, кучу из N зерен

Не обойтись без демонов
https://ru.wikipedia.org/wiki/Демон_Лапласа

Придется и Буриданова осла ставить в стойло

Насчет топора у Канта не помню, где он, а вот его сто талеров просто просятся в музей ;)

Edited at 2018-04-21 12:37 pm (UTC)
egovoru
Apr. 21st, 2018 12:47 pm (UTC)
Да, происхождение топора Канта действительно проблематично: похоже, у него был просто "убийца" у двери, которого кто-то из комментаторов превратил в "убийцу с топором", и с тех пор так и пошло: гугл выдает массу ссылок на "Kant's axe" :) Добавила сто талеров и стрелу Зенона.

Куча зерна была в оригинальном списке Куриозус'а, но я сначала не включила ее, потому что затруднилась дать ей короткое ясное описание. Теперь обнаружила, однако, что эта куча вовсе не безымянная, и внесла ее.

С демонами проблема в том, что непонятно, кого из них можно считать по-настоящему философскими: скажем, демона Лапласа - да, а демона Максвелла? Добавляю пока Лапласова.

Да, и уж если добавлять демонов, то тогда уж и зомби нужно! Ничего, пусть у нашего музея будет отделение живых экспонатов :) Добавляю зомби - пока безымянного :)

Edited at 2018-04-21 01:23 pm (UTC)
(no subject) - hyperboreus - Apr. 21st, 2018 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 21st, 2018 02:29 pm (UTC) - Expand
egovoru
Apr. 21st, 2018 01:31 pm (UTC)
Да, обязательно! Внесла его в список, спасибо!
zlata_gl
Apr. 21st, 2018 05:47 pm (UTC)
"Черный лебедь" Талеба.

egovoru
Apr. 21st, 2018 07:04 pm (UTC)
Да, раз уж зверинец - так зверинец! Отлично, добавляю - но все-таки в виде чучела. Я хоть и объявила о наличии отделения для живых экспонатов, но с целью поддержания музейной атмосферы и от осла оставила только шкуру :)

Edited at 2018-04-21 07:35 pm (UTC)
egatiro
Apr. 22nd, 2018 07:51 am (UTC)
Картезианский театр Деннета

Камень Спинозы

Колесо Аристотеля

Edited at 2018-04-22 08:01 am (UTC)
egovoru
Apr. 22nd, 2018 11:58 am (UTC)
Спасибо! Камень и театр добавила (последний - в виде модели, для поддержания музейного духа), а вот колесо, мне кажется, принадлежит все же больше к физике, чем к философии, хотя во времена Аристотеля их и не особо различали. На том же основании мы прежде отвергли кота Шредингера и демона Максвелла, несмотря на значительность их вклада в историю мысли. Проверьте, пожалуйста, подходящую ли ссылку я выбрала для камня, т.к. в википедии о нем нет отдельной страницы.
(no subject) - egatiro - Apr. 22nd, 2018 11:59 am (UTC) - Expand
mozgosteb
Apr. 22nd, 2018 08:53 am (UTC)
Моральный компас
egovoru
Apr. 22nd, 2018 12:06 pm (UTC)
Интересное предложение, но я что-то не могу найти к нему подходящую ссылку. Подберите, пожалуйста, какую-нибудь, какая кажется Вам более или менее адекватной, и тогда я добавлю компас к списку.
(no subject) - mozgosteb - Apr. 22nd, 2018 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2018 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zlata_gl - Apr. 22nd, 2018 02:48 pm (UTC) - Expand
hyperboreus
Apr. 22nd, 2018 10:55 am (UTC)
Я бы добавил воду Фалеса (все таки первый экспонат) и апейрон Анаксимандра (который никому не известно как выглядит, тем и ценен).

Конечно, река Гераклита ( у вас в музее реки принимают?)

Придется еще пристроить ангар для Левиафана Гоббса.

Сизифов камень Камю.

Надо бы что-то взять у Заратустры: то ли его двух зверей: орла и змею, то ли три превращения духа: верблюд, лев, дитя, ну или хотя бы плетку, с которой Заратустра ходил к женщинам ;)

Edited at 2018-04-22 10:58 am (UTC)
egovoru
Apr. 22nd, 2018 01:09 pm (UTC)
Добавила апейрон, воду из реки Гераклита (обоих понемногу), ангар и камень. Что касается фалесовой воды, то у нас ведь уже есть первоэлементы Аристотеля, куда она тоже входила. Конечно, за Фалесом приоритет, но за Аристотелем ведь больше влияния? С Заратустрой же что-то не могу определиться :(

Еще есть трудности с хронологическим расположением. В тех случаях, когда более поздний автор использовал образ более раннего, я разместила экспонаты там, где должен находиться более ранний (в частности, Сизифов камень, как принадлежащий мифологическому персонажу, попал в начало списка, хотя ссылку я дала на труд Камю). Но, может, это запутывает? В любом случае хронология у меня только приблизительная.
(no subject) - hyperboreus - Apr. 22nd, 2018 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2018 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 22nd, 2018 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2018 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 22nd, 2018 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2018 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 22nd, 2018 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2018 07:52 pm (UTC) - Expand
bluxer
Apr. 22nd, 2018 12:41 pm (UTC)
Все вместе они смотрятся весьма эффектно.
egovoru
Apr. 22nd, 2018 05:17 pm (UTC)
Что-то у нас плоховато представлены более экзотические страны, богатые философскими традициями - Индия, Китай, арабы :( Очень хочется как-нибудь втиснуть, например, дорогу в тысячу ли, но я не могу придумать, как ее приспособить к музею? Может, из тех краев еще что-то можно привезти?
(no subject) - bluxer - Apr. 22nd, 2018 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2018 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bluxer - Apr. 22nd, 2018 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2018 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cass1an - Apr. 25th, 2018 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 25th, 2018 11:19 pm (UTC) - Expand
pankratiev
Apr. 22nd, 2018 09:39 pm (UTC)
Кажется забыли Машину Тьюринга и Неполноту Гёделя, а ведь на них оттопталось несчётное множество философов.
egovoru
Apr. 22nd, 2018 09:57 pm (UTC)
Про машину я было подумала, но по зрелом размышлении отвергла ее - все-таки это объект теории информации, а не философии. Что же касается неполноты, то, мало того, что она тоже - из области математики, а не философии, еще я не представляю себе, как превратить ее в музейный экспонат? Мне ужасно хочется добавить к нашей экспозиции и путешествие в тысячу ли (которое начинается с первого шага), но тоже не могу придумать, как :(

Что же касается философских аспектов математики, то, может, Вы могли бы прояснить смысл озадачившего меня пассажа из книжки Юрия Манина? В чем заключалось то "изменение нашего понимания взаимосвязей между непрерывным и дискретным", о котором он говорит?
(no subject) - pankratiev - Apr. 22nd, 2018 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2018 11:37 pm (UTC) - Expand
noname_rambler
Apr. 23rd, 2018 05:03 am (UTC)
Если б это была моя идея, то я бы мистического тумана подпустил — как бекграунд для любой настоящей философии. И в клубах его за барной стойкой Веничка Ерофеев разливает посетителям — воду Фалеса из гераклитовой реки, слёзы Атума, кровь Христову... А самым достойным, способным проникать в суть вещей — гранёный стакан всклень чистейшего самогона...
... но в Вашем музее пожалуй это будет лишним ...
egovoru
Apr. 23rd, 2018 11:46 am (UTC)
Воду Фалеса я оставила за кадром потому, что у нас уже есть первоэлементы Аристотеля, куда она, как я понимаю, тоже входит. А вот вода из гералкилотовой реки у нас есть - как же без нее?

Слезы Атума и кровь Христова, мне кажется - все же не специфически философские экспонаты. Да и мистический туман в музее философии, мне кажется, не совсем уместен: все же философы обычно настаивают на своей рациональности?
(no subject) - noname_rambler - Apr. 23rd, 2018 12:25 pm (UTC) - Expand
hyperboreus
Apr. 23rd, 2018 09:18 am (UTC)
А я к вам с авоськой новых экспонатов (мозг вспомнил, пока я спал) :)

Вы просили из арабской философии:
Магнитофонная запись птичьего языка https://ru.wikipedia.org/wiki/Беседа_птиц
(не только как суфийская метафора, но и как символ вообще философского языка, зачастую темного и непонятного)

Еще птичек:
Сова Минервы (общеизвестный символ мудрости, и намек на известное выражение Гегеля: сова Минервы вылетает в сумерках)

Две бумажки:
Бланк общественного договора
Чистый листок (tabula rasa)

Из индийской философии:
Веревка, похожая на змею (символ недостоверности чувств и эмпирического знания - использовался всеми индуистами, буддистами, логиками)

Из русской философии ничего нет, непорядок. Я бы предложил хотя бы
Короб опавших листьев

И в качестве общефилософского символа
Вино (как символ опьянения истиной и философского пира-симпозиума)





egovoru
Apr. 23rd, 2018 12:38 pm (UTC)
Бланк добавляю - раз уж есть невидимая рука, пусть будет и бланк, хотя оба они все же не совсем философские.

Табула, безусловно, заслуживает добавления, но вот вопрос: куда ее поместить хронологически? Саму концепцию вроде упоминал уже Аристотель, а широкую известность это выражение приобрело благодаря Локку, критиковавшему идею априорного знания. Ну, и лучше, наверное, обойтись без перевода, ведь у римлян бумаги все же не было, и табула была дощечкой?

Сову можно было бы добавить в виде чучела - но не становится ли у нас слишком однообразно? В виде чучела у нас уже представлен черный лебедь.

Веревка-змея внушает сомнения как недостаточно широко известная. Все же нужны экспонаты, хотя бы смутно знакомые широкой публике.
(no subject) - hyperboreus - Apr. 23rd, 2018 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 24th, 2018 01:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 27th, 2018 12:13 pm (UTC) - Expand
steblya_kam
Apr. 24th, 2018 08:51 am (UTC)
А где кот Шрёдингера?
egovoru
Apr. 24th, 2018 11:56 am (UTC)
Кота, а также не менее знаменитого демона Максвелла, мы все-таки отвергли как по-преимуществу физические, а не философские, объекты, хотя, конечно, границу тут провести трудно.

А вот не приходит ли Вам в голову что-то родом не из Европы? Но при этом достаточно известное простому обывателю? А то у нас, конечно, заметен очень сильный европейский уклон :)
(no subject) - steblya_kam - Apr. 25th, 2018 08:32 am (UTC) - Expand
taurus_ek
Apr. 24th, 2018 09:18 am (UTC)
"Пробитый череп с панцирем черепахи внутри" есть?
taurus_ek
Apr. 24th, 2018 09:23 am (UTC)
Листья мирового дерева? Скорлупа яйца Офиона? Осколки сфирот?

Edited at 2018-04-24 09:38 am (UTC)
taurus_ek
Apr. 24th, 2018 09:31 am (UTC)
Бобы Пифагора или его же числа. (В музее математики были бы его штаны.)

Окно в крыше, чтобы наблюдать звездное небо над головой. Как показать нравственный закон, я не знаю.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 103 comments — Leave a comment )