?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Совесть – наш «встроенный прибор» для решения моральных проблем. Опыт, однако, показывает, что совесть говорит одному человеку – одно, а другому – совсем другое, особенно если эти люди принадлежат к разным культурам. Некоторым, например, совесть велит избивать дочь за то, что она ходила по улице без головного убора.


Иные полагают, что совесть – это голос Бога внутри нас, а Бог един, и он не может говорить разным людям разные вещи. Допустим, тот канадский отец принял свой гнев на дочь за голос Бога по ошибке, как и житель Миннеаполиса, застреливший своего друга якобы по Божьему велению. Но как же отличить истинный голос Бога от всех остальных наших внутренних голосов? При помощи какого прибора? Я понимаю, есть посты и молитвы, есть другие духовные практики, но гарантии-то нет?

И как быть с теми, кто не признает единого Бога? Я имею в виду даже не атеистов, а китайцев и индусов, в совокупности составляющих примерно треть населения планеты. Что, их всех следует исключить из обсуждения моральных проблем – или заставить поверить в единого Бога? Наконец, как быть с идеей свободы совести – то есть, свободы верить или не верить в Бога или богов? Готовы ли мы с ней расстаться?


«Диалог о совести» Юлия Кима и Владимира Дашкевича
(телепрограмма IV канала, 1997)

Comments

egovoru
May. 20th, 2018 10:10 pm (UTC)
"оба явления социо-культурные, но не равные"

Да, разумеется, концепция Бога гораздо шире и касается далеко не только вопросов морали. Но сейчас мы рассматриваем идею Бога только как версию объяснения происхождения морали, а не во всей ее полноте.

"совесть - это как раз и есть мысль, что что-то тебе за это деяние будет"

Не обязательно в основе совести должен лежать именно страх расплаты. Вполне возможный вариант - осознание того, что ты сам можешь оказаться на месте того, кому ты сейчас, например, отказываешься помогать. А точнее, совесть - это не продукт сознательного рассуждения, а бессознательный механизм, комплекс врожденных и благоприобретенных (в результате обучения или личного опыта) установок.