?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Совесть – наш «встроенный прибор» для решения моральных проблем. Опыт, однако, показывает, что совесть говорит одному человеку – одно, а другому – совсем другое, особенно если эти люди принадлежат к разным культурам. Некоторым, например, совесть велит избивать дочь за то, что она ходила по улице без головного убора.


Иные полагают, что совесть – это голос Бога внутри нас, а Бог един, и он не может говорить разным людям разные вещи. Допустим, тот канадский отец принял свой гнев на дочь за голос Бога по ошибке, как и житель Миннеаполиса, застреливший своего друга якобы по Божьему велению. Но как же отличить истинный голос Бога от всех остальных наших внутренних голосов? При помощи какого прибора? Я понимаю, есть посты и молитвы, есть другие духовные практики, но гарантии-то нет?

И как быть с теми, кто не признает единого Бога? Я имею в виду даже не атеистов, а китайцев и индусов, в совокупности составляющих примерно треть населения планеты. Что, их всех следует исключить из обсуждения моральных проблем – или заставить поверить в единого Бога? Наконец, как быть с идеей свободы совести – то есть, свободы верить или не верить в Бога или богов? Готовы ли мы с ней расстаться?


«Диалог о совести» Юлия Кима и Владимира Дашкевича
(телепрограмма IV канала, 1997)

Comments

egovoru
May. 23rd, 2018 12:56 am (UTC)
Re: "...разве я сомневалась в существовании совести?"
"Надо бы как-то более ясно определить, о чём мы толкуем"

Конечно, и я попробую сделать это еще раз. Разговор этот начался с того, что я написала очевидную с моей точки зрения вещь: что на планете существуют человеческие сообщества с немного разными представлениями о том, какие поступки следует считать хорошими, а какие - плохими (иными словами, сообщества с разными моральными установками). Именно это расхождение и является причиной моральных конфликтов (иными словами, культурных войн). Если я правильно поняла уважаемого messala, он с этим не согласен, потому что моральная установка (иначе говоря, совесть) - это голос единого Бога, а Бог всем говорит одно и то же.

Теперь возьмем конкретный культурный конфликт: канадский папаша по ссылке из поста считает, что битье собственной дочери - меньшее моральное зло, чем ее разгуливание по улице без платка, а Вы, я и, думаю, сам messala считаем иначе. Далее, я объяснила этот конфликт тем, что тому папаше совесть говорит совсем не то, что нам (потому что мы принадлежим к разным культурам). На что messala ответил, что папаше вовсе не совесть приказала бить дочь, а что-то другое. Этот тезис невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, так что разговор себя исчерпал.

Но заметьте, что получается. Как только обнаруживается какой-то культурный конфликт, всегда можно сказать, что я поступаю так, как мне велит совесть (то есть, я слушаю голос Бога), а тот, кто поступает иначе, слушает не голос Бога, а голос дьявола (условно говоря). Иными словами, совесть действительно есть только одна - а именно, моя собственная, а кто со мной не согласен, сам виноват :)
old_leon
May. 23rd, 2018 06:09 pm (UTC)
Re: "Если я правильно поняла..."
Нет, уважаемого messala Вы поняли неправильно.
old_leon
May. 23rd, 2018 06:27 pm (UTC)
Re: "...я слушаю голос Бога..."
Дорогая egovoru, если человек слышит чужие голоса у себя в голове, то наиболее вероятных объяснений два: он шизофреник, или он косит под шизофреника (чтобы избежать ответственности).

Ни я, ни messala голосов не слышим - при том, что, судя по всему, мы оба верующие люди.

Но более всего внимания достойно Ваше замечание: "совесть действительно есть только одна - а именно, моя собственная". Это удивительно точное и правильное наблюдение. Совесть - по определению - рефлективна и замкнута на наше Я. Это чисто внутренний инструмент, его невозможно приложить к другому человеку. Этакий личный прокурор и судья в одном флаконе. А на флаконе этикетка: "Только для внутреннего употребления".