?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Совесть – наш «встроенный прибор» для решения моральных проблем. Опыт, однако, показывает, что совесть говорит одному человеку – одно, а другому – совсем другое, особенно если эти люди принадлежат к разным культурам. Некоторым, например, совесть велит избивать дочь за то, что она ходила по улице без головного убора.


Иные полагают, что совесть – это голос Бога внутри нас, а Бог един, и он не может говорить разным людям разные вещи. Допустим, тот канадский отец принял свой гнев на дочь за голос Бога по ошибке, как и житель Миннеаполиса, застреливший своего друга якобы по Божьему велению. Но как же отличить истинный голос Бога от всех остальных наших внутренних голосов? При помощи какого прибора? Я понимаю, есть посты и молитвы, есть другие духовные практики, но гарантии-то нет?

И как быть с теми, кто не признает единого Бога? Я имею в виду даже не атеистов, а китайцев и индусов, в совокупности составляющих примерно треть населения планеты. Что, их всех следует исключить из обсуждения моральных проблем – или заставить поверить в единого Бога? Наконец, как быть с идеей свободы совести – то есть, свободы верить или не верить в Бога или богов? Готовы ли мы с ней расстаться?


«Диалог о совести» Юлия Кима и Владимира Дашкевича
(телепрограмма IV канала, 1997)

Comments

verum_corpus
May. 25th, 2018 05:34 pm (UTC)
Я совершенно некомпетентен в вопросе, в каких странах отцы больше бьют дочерей, и как это менялось в разные годы. Мне кажется, по одному идиоту (которых легко найти и среди урождённых американцев) Вы хотите делать выводы, для которых нет оснований.
---------
Посмотрел ссылку - по ней трудно составить верное представление о том, что там было. Я даже не знаю, до какого возраста девушка в Канаде считается подростком (до 19 включительно?), какой там "возраст согласия" (дочь, надо полагать, ушла из семьи не в пустоту, а к мужчине или к лесбиянке - теоретически, могла уйти даже работать в бордель), и в платке ли там вообще дело.