?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самый старинный университет, в котором мне довелось поработать, хотя и совсем недолго, был Кембриджский. Собственно, я и гостевую стипендию туда постаралась получить главным образом для того, чтобы приобщиться к жизни этого заведения :)


Поселили меня прямо в одном из колледжей – правда, не особенно древнем (что «славятся» своими проблемами с канализацией), но и этого было достаточно, чтобы почувствовать себя среди героев рассказа Конан Дойла. И все время, пока я там жила, я пыталась понять, что же, в конце концов, такое «колледж»?

Мой собственный студенческий опыт тут не годился: в МГУ никаких колледжей не было – как и в немецких университетах, где я работала прежде. Колледж – это не факультет, они существуют параллельно: в Кембридже 31 колледж и сколько-то факультетов, и между ними нет прямого соответствия. Общее число факультетов не указано ни на одном официальном сайте, потому что они – самое слабое звено в администрации: с одной стороны, факультеты состоят из достаточно автономных предметных «департментов», а с другой – объединяются в шесть «школ».

А колледж – это прежде всего само здание, иными словами, студенческое и аспирантское общежитие. Но у него есть и свои преподаватели, и он самостоятельно набирает студентов. Мой визит совпал как раз с окончанием учебного года, так что улицы и дворы были заполнены фигурами в традиционных шляпах и мантиях, с разноцветными подкладками – свой цвет у каждого колледжа.

Любезный хозяин пригласил меня на fellows’ dinner – официальный обед преподавательского состава в честь начала каникул. Это был единственный в моей жизни обед, где на поглощение каждой перемены блюд отводилось время, отмеряемое по звонку колокольчика. Я что-то замешкалась с десертом, а тут звонок – и недоеденный кусок пирога выхватили у меня из-под носа и унесли прочь :(


Герб Маргариты Бофорт, бабушки Генриха VIII,
над воротами ею основанного Колледжа Св. Джона –
почти орден Зелено-пятнистого тигра :)
(фото Peter Eimon via Flickr)

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • А там еще другая даль

    «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

  • Чтоб наших дочерей всему учить, всему

    Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А»,…

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
jenya444
May. 23rd, 2018 03:06 pm (UTC)
Лет двенадцать назад ещё в качестве постдока я был в Оксфорде на двух конференциях (подряд). Довольно сильные ощущения. Ванны на лестничной площадке, длинные деревянные столы в столовой. Один день под старину провести познавательно, но уже две недели это был явный перебор.

Edited at 2018-05-23 03:07 pm (UTC)
egovoru
May. 23rd, 2018 10:54 pm (UTC)
В Оксфорде в то время работала моя подруга, так что в нем я тоже побывала. В принципе, О. и К. похожи, но в О. здания колледжей рассеяны по всему городу, а в К. они все сосредоточены в одном месте, в котором ощущаешь себя, действительно, как лет 300 назад :)

Ну и, конечно, впечатляет, когда ты идешь в ближайший паб, а он оказывается тем самым "Орлом", где Уотсон и Крик обсуждали свою модель ДНК :)

А довелось ли Вам испытать фирменное О-К развлечение - катание не плоскодонках (punting)?
marigranula
May. 23rd, 2018 03:52 pm (UTC)
Очень круто!
egovoru
May. 23rd, 2018 10:55 pm (UTC)
Да, эти два месяца, проведенные в Кембридже, запомнились мне надолго. Идешь, например, в ближайший паб, а он оказывается тем самым "Орлом", где Уотсон и Крик обсуждали свою модель ДНК :)
bluxer
May. 23rd, 2018 03:53 pm (UTC)
Мой визит совпал как раз с окончанием учебного года
Хорошо, что не с зимой.
egovoru
May. 23rd, 2018 10:58 pm (UTC)
А что, зимой в тех краях неприятно? Сама я зимой там никогда не была, но моя подруга, которая много лет прожила в Оксфроде, говорила, что зимой там тоже неплохо: в феврале уже цветут крокусы и т.д.
bluxer
May. 24th, 2018 04:44 am (UTC)
А спальни отапливаются?
(no subject) - egovoru - May. 24th, 2018 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rolerosa - May. 27th, 2018 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 27th, 2018 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rolerosa - May. 27th, 2018 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - May. 28th, 2018 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rolerosa - May. 29th, 2018 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Jun. 3rd, 2018 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - elizabeth_perm - Jun. 3rd, 2018 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Jun. 7th, 2018 07:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - May. 28th, 2018 03:08 pm (UTC) - Expand
annutta_12
May. 23rd, 2018 04:21 pm (UTC)
Да, «колледж» в Кембридже - совершенно особое понятие. Дочка три года училась в колледже имени Христа, в том самом, где когда-то учились Мильтон и Дарвин, и мы попадали за каменный забор при посещении.

Идея в том, что студенты разных факультетов живут вместе и общаются. И ещё можно довольно легко поменять предмет изучения: дочка начала с политологии, а закончила изучением психологии, причём клинической.

Обряд празднования получения хороших оценок за курс тоже своеобразный: после ужина в часовне участники выходят во внутренний дворик и танцуют, взявшись за руки, вокруг дерева, посаженного Мильтоном.
egovoru
May. 23rd, 2018 11:16 pm (UTC)
Да, Christ's College - один из самых знаменитых; кстати, к его созданию приложила руку та же Маргарита Бофорт, герб которой изображен на фото.

"можно довольно легко поменять предмет изучения"

Да, но это так и в большинстве других университетах, даже не состоящих из разных колледжей. Жесткая программа советских университетов - исключение на общем фоне.

Что же касается общения студентов с разных факультетов, то это, наверное, хорошая идея, но ведь колледж предоставляет и некоторое образование, а вряд ли все колледжи могут держать преподавателей по всем предметам? Мне говорили, что все-таки некоторая предметная специализация у колледжей есть, но вот на сайте Christ's написано, что он предлагает любую специализацию, которую дает университет, кроме Veterinary Medicine. Видимо, у разных колледжей это по-разному.

А что Ваша дочка говорит о качестве образования в Christ's? И как оно вообще устроено? Мой хозяин был, в принципе, именно преподавателем колледжа, но я-то к педагогическому процессу отношения не имела, а просто работала в лаборатории, так что не могла изучить детали обучения в колледже.
(no subject) - annutta_12 - May. 30th, 2018 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 31st, 2018 01:23 am (UTC) - Expand
poetry29
May. 23rd, 2018 07:53 pm (UTC)

Мне очень понравилась такпя же система в стони бруке где Женька прожила год. Там их подбирали по интересам и таки да в одном коледже общежитии оказались студенты инженеры, математики, а иакже историки и литературоведы...дело быдо не в majors как таковом, а в общности интересов помимо....и по моему получилось неплохо. Мне сначала казалось что эта система порочна, потому как были бы все с одного департамента, помогали бы друг другу, но потом поняла что в системе здешнего обучения это в принципе бессмысленно, так как все равно на одном и том же курсе сидят студенты разных специальностей....да и занимаются они не в общежитии а в многочсленных других помещениях кампуса, а общежитие (колледж) несет на себе совсем другую роль.

egovoru
May. 23rd, 2018 11:26 pm (UTC)
"общежитие (колледж) несет на себе совсем другую роль"

То есть, это только общежитие (ну, и место для тусовок), а никакого образования колледж не предоставляет? В Оксфорде/Кембридже у колледжей есть свой педагогический состав (мой хозяин был по совместительству преподавателем колледжа, в дополнение к своей должности главы исследовательской лаборатории). А были ли в Стони Бруке тьюторы - то есть, персональные старшекурсники/аспиранты, приставленные к каждому студенту?
alena_15
May. 24th, 2018 08:29 am (UTC)
"на поглощение каждой перемены блюд отводилось время, отмеряемое по звонку колокольчика"
Ух. Не забалуешь.
А вообще - ужасно интересно. Другой мир, совершенно неведомый.
egovoru
May. 24th, 2018 12:38 pm (UTC)
Да, ощущение было немного как в театральной постановке из прежних времен или как в этих современных ролевых играх, где размахивают мечами :)

Перед этим парадным обедом хозяин меня предупредил, что нужна соответствующая форма одежды - то, в чем я ходила в лабораторию, не годится. К счастью, он сказал, это все-таки не "black tie event", на который мужчинам полагается являться во фраках, а в женщинам - в длинных платьях до пола. Это, как он сказал, "white tie" - то есть, просто формальная одежда, но у меня все равно такой не было, и потому срочно пришлось бежать в магазин и покупать и одежду, и обувь. Когда я показала покупки хозяину, он сказал, что это ОК, но потом, когда я увидела, в чем явились остальные, я поняла, что все же ошиблась - надо было купить что-то более темного цвета.

А местным жителям приходится постоянно являться и на "black tie", поэтому в Кембридже необыкновенно распространены пункты по прокату формальной одежды: большинство студентов не покупает фраки, а обращается именно туда. Да, и на том обеде все преподаватели были, конечно, в мантиях (поверх костюмов). Ну и, конечно, мне приходилось следить за соседями, чтобы понять, каким прибором следует пользоваться для какого блюда :)
(no subject) - alena_15 - May. 24th, 2018 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 24th, 2018 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alena_15 - May. 24th, 2018 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 24th, 2018 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alena_15 - May. 24th, 2018 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 24th, 2018 01:03 pm (UTC) - Expand
val000
May. 24th, 2018 04:07 pm (UTC)
:)
almakedonskij
Jun. 4th, 2018 07:20 pm (UTC)
отличный опыт )

Edited at 2018-06-04 07:20 pm (UTC)
( 33 comments — Leave a comment )