?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В детстве у нас была популярна игра «в ассоциации». Энтони Гринвальд и его коллеги разработали Implicit Association Test для выявления инстинктивных предпочтений. Объекты для ассоциации там задаются экспериментатором, а измеряемым параметром служит время, за которое испытуемый выносит свое решение. Вот здесь можно протестировать себя по целому ряду больных вопросов (причем даже по-русски!).


Mой собственный результат совпал со средним: «умеренное автоматическое предпочтение белых лиц». Правда, у меня возникли сомнения по поводу самой методики, по крайней мере в том варианте теста, который я прошла. Если кто-то из вас тоже отважится на это, напишите, пожалуйста, что вы думаете?

У меня же была и другая возможность убедиться в ненадежности чисто теоретической подготовки к восприятию человеческого разнообразия. Я воспитана на представлении о равноправии людей всех рас и сознательно исповедую именно этот принцип, но когда я в первый раз в жизни вошла в автобус, заполненный исключительно чернокожими людьми, я испытала настоящий шок. Нет, умом я прекрасно понимала, что мне ничего не грозит – люди вокруг меня были обыкновенными добропорядочными гражданами, а не какими-то подозрительными личностями. Тем не менее, волосы зашевелились у меня на голове.

Этот случай ясно показал мне, что сухой теории недостаточно – по крайней мере некоторым из нас. Нужна реальная практика – практика общения с людьми другого цвета кожи / вероисповедания / сексуальной ориентации и далее по списку. А мой опыт до поры был крайне ограничен: ну, на курсе у нас была девочка из Чада – кстати, замечательная красавица – но это, пожалуй, и все.

Мы любим иронизировать над включением представителей иных рас в число героев фильмов и пьес, где их первоначально не предполагалось – меня, например, особенно позабавила черная актриса в роли доктора Сарториуса в «Солярисе» Содерберга :) А между тем, судя по моему опыту, это воспитательное средство может оказаться отнюдь не лишним.


Кадр из фильма «Солярис» (2012) с сайта FilmGrab

Posts from This Journal by “неравенство” Tag

  • Подымайте, братья, посохи

    Юрий Слезкин пишет: «Все милленаристские секты, посвящающие себя братству и бедности – мужские движения. Большевизм был агрессивно и откровенно…

  • Загибает пальчики толстенькая Тая

    Неспособность женщин к математике – главный козырь пропагандистов интеллектуального превосходства мужчин. Действительно, в параллельном нашему…

  • Мои домашние в смущение пришли

    Похоже, Джеймс Уотсон войдет в историю не как открыватель структуры ДНК, а как человек, упорно наступающий на одни и те же грабли. Он мог бы…

Comments

egovoru
Jun. 2nd, 2018 11:56 am (UTC)
"данный тест и статья в целом имеют отношение к политкорректности"

Проявлением политкорректности я сочла представление доктора Сарториуса черной женщиной: тут видно желание скомпенсировать прежнее неравенство - причем сразу не только расовое, но и гендерное. Когда я посмотрела этот фильм, я подумала: что за ерунда, сценарист совсем свихнулся! Но теперь, по зрелом размышлении, я думаю, что, может, он не так уж и неправ. Но вот позитивная дискриминация, типа квот для абитуриентов, и мне кажется делом сомнительным.

"слабая идентификация между цветом кожи и оружием"

Ого, а где это Вы там нашли оружие? А, вижу: там есть и "Weapons IAT". Я-то прошла только "Race IAT" - там предлагали связывать разные хорошие вещи сначала с белыми лицами, а потом с темными (и наоборот). А в самом конце там есть еще и отдельный "Skin-tone IAT" - интересно, чем он отличается от "Race"?
rolerosa
Jun. 2nd, 2018 12:42 pm (UTC)
Если бы вождя команчей играл Брэд Питт, то я бы точно так же выключил тв на десятой минуте, как и в случае с черной Белоснежкой. При этом произнес бы станиславское "не верю", а не какое-нибудь проклятие в адрес политкорректности.
Думаю, что affirmative action и positive discrimination все же разные вещи, хотя и то и другое в итоге приносит вред.

Я видимо ткнул в самое верхнее и попал на Weapons IAT. Судя по всему это то же самое, что и Race IAT, только к 'хорошим вещам' еще добавлено оружие
egovoru
Jun. 2nd, 2018 12:50 pm (UTC)
"Если бы вождя команчей играл Брэд Питт"

А как Вы относились к Гойко Митичу в роли Виннету? :) Не говоря уже о Лоренсе Оливье и прочих немаврах в роли Отелло?

"affirmative action и positive discrimination все же разные вещи"

А в чем же разница, как по-Вашему?

"Я видимо ткнул в самое верхнее и попал на Weapons IAT"

У меня "Weapons" где-то в середине страницы :)
rolerosa
Jun. 3rd, 2018 12:01 pm (UTC)
<А как Вы относились к Гойко Митичу в роли Виннету?>
Для меня это очень интересная тема. В детстве относился хорошо, но когда узнал, что индейцы вообще-то монголоиды и, следовательно, на Митича никак не похожи, то стал относиться хуже.
За это, собственно, и не люблю Голливуд (к которому Гойко не имеет отношение) - они воспитали несколько поколений, думающих, что история Земли, мало чем отличается от истории сериала Санта-Барбара. Из маленького обмана (костюм, грим) вырастает большая ложь или, как минимум, превратное представление.
Пожалуй единственный человек в Голливуде, который сделал попытку показать прошлое без калифорнийского лоска, то есть не таким, каким его хотят видеть лос-анжелесские домохозяйки - Мэл Гибсон. Его за это быстренько сломали. Такого рода историческая точность способна произвести переворот в мозгах покруче чем сотня рассекреченных ЦРУ файлов, и не известно во что это выльется в итоге.
В Европе то же самое, раньше Гибсона, конечно, сделал Ж-Ж Анно. Его фильмы: Quest for fire и Имя Розы - вершина, на мой взгляд.
egovoru
Jun. 3rd, 2018 12:13 pm (UTC)
"За это, собственно, и не люблю Голливуд"

Ну, Голливуд - это не только "Санта Барбара". Вот это, например - тоже ведь Голливуд :)

Что же касается этничности актеров, то я не так уж уверена, что она непременно должна совпадать с этничностью персонажей. Как я уже упоминала выше, Отелло столетиями играли белые исполнители, и ничего. А в японском театре кабуки все женские роли играют мужчины (как, кстати было и в Европе во времена Шекспира), а это еще покруче, чем белый в роли мавра!

У сценического искусства своя правда: когда в театральной постановке "Пестрой ленты" на сцену вынесли живую змею, зрители потом возмущались, что отвратительное чучело змеи испортило весь спектакль :) Кино - это, конечно, не театр, но сказанное и к нему относится.

Edited at 2018-06-03 12:15 pm (UTC)
rolerosa
Jun. 3rd, 2018 12:43 pm (UTC)
Дело не столько в этничности актеров. Когда историю подгоняют под голливудские (американские) стандарты, это приводит к тому, что любой гражданин "исключительной нации" называет чемпиона НБА - чемпионом мира, а президент на вопрос: "Бывали ли вы в Париже?", отвечает: "Только проездом, по дороге из Далласа в Хьюстон".
egovoru
Jun. 3rd, 2018 01:15 pm (UTC)
В этом смысле меня особенно позабавил разговор с одной американской девочкой. Она меня спросила, есть ли в Москве чернокожие люди, на что я ответила: да, есть немного, в основном - студенты из африканских стран. - Как "немного", удивилась она. - А разве в России не было периода черного рабства? :)

Но эта конкретная девочка и в других отношениях была довольно дремучая, так что я не стала бы обобщать этот тяжелый случай на всех американцев. Они очень разные, и это не удивительно: страна очень большая и сложная. И, как ни крути, но в течение последних полвека именно США - мировой лидер технического прогресса, и это, конечно, не может не сказываться на самоощущении жителей этой страны.
umbloo
Jun. 4th, 2018 04:17 pm (UTC)
С Кабуки на самом деле всё даже забавнее. Когда этот театр возник (как раз при Шекспире), в нём играли только женщины. Лет через пятьдесят токугавское правительство пришло к выводу, что эти танцовщицы разлагают нравы (репутация у них была примерно такая же, как у европейских актрис очень долго была), сказало "Довольно разврата!" и запретило женский Кабуки. Театр послушался и заменил женщин на сцене сплошь мальчиками-подростками (тоже, кстати, привет Шекспиру и гамлетовским актёрам, которых вытеснила в эльсинорскую глушь модная детская труппа). Через неполных 20 лет правительство посмотрело, что получилось, сказало "Довольно разврата!" и запретило такой вариант. С тех пор в Кабуки все роли стали исполняться мужичнами. А поскольку примерно тогда же там стали ставить уже не просто танцевальные номера и, как бы это выразиться, ревю, но и сюжетные пьесы, то зрители успели Кабуки полюбить настолько, что когда после большого скандала с актёрами и сёгунскими фрейлинами (которые ходили в театр, разумеется, тоже переодевшись мужичнами - иначе неприлично!) Ставка попробовала опять рявкнуть и запретить, ничего не вышло. То естьконкретный театр закрыли, фрейлинам и их семьям досталось по полной, причастные актёры попали в ссылку (недолгую - а вот семьи фрейлин поплатились головой), но Кабуки в целом запрещён не был. И, разумеется, когда пошли мэйдзийские реформы в 19 в. и многие токугавские запреты посыпались как приметы проклятого прошлого, возродился и чистоженский Кабуки. Но за двести лет все уже так привыкли к чисто-мужскому, что женский развернуться по второму разу не смог и остался увлечением для узкого круга, а сборы делает "мужской Кабуки" и гордостью страны оказываются именно его звёзды. Кстати, когда начиналось японское кино (в котором, разумеется, первыми звёздами на мужские роли оказались театральные актёры с большим опытом), эти актёры одно время жаловались, как непривычно играть вместе с женщинами...
egovoru
Jun. 4th, 2018 10:49 pm (UTC)
"тоже, кстати, привет Шекспиру и гамлетовским актёрам"

Япония времен самураев вообще, видимо, очень хорошо накладывается на елизаветинскую Англию. Я это обнаружила, посмотрев экранизацию "Макбета" Куросавой: ну, все перипетии сюжета ложатся на самурайскую действительность просто как родные :)
umbloo
Jun. 5th, 2018 02:34 am (UTC)
Да, пересечений немало.
steblya_kam
Jun. 3rd, 2018 10:14 am (UTC)
Так ведь в романе есть чёрная женщина :-) возможно и такое толкование, что это альтер-эго Сарториуса, почему нет?
egovoru
Jun. 3rd, 2018 11:44 am (UTC)
"Так ведь в романе есть чёрная женщина"

Правда? Я этого что-то совсем не помню. А по какому она там случаю?

bambulla
Jun. 4th, 2018 06:44 am (UTC)
негритянка у Лема - это фантом, сделанный океаном для доктора Гибаряна, который вызвал на Солярис Кельвина и покончил жизнь самоубийством
тело Гибаряна хранится в морозильной камере, а негритянка спит рядом с ним в морозильнике и гуляет по лабораториям
egovoru
Jun. 4th, 2018 11:52 am (UTC)
Спасибо за пояснение. Я, правда, думаю, что команда Содерберга руководствовалась не этой деталью сюжета, но все равно она сама по себе весьма примечательна. Ведь эти фантомы вроде бы были порождением бессознательного обитателей станции, но, как показывает этот случай, не исчезали и после их смерти. А вот здесь мы обсуждали "Солярис" Тарковского.
steblya_kam
Jun. 7th, 2018 07:35 am (UTC)
Причём самое замечательное, что в романе не объясняется, кто эта негритянка и как она связана с Гибаряном. Режиссёру можно домысливать :-)