?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В детстве у нас была популярна игра «в ассоциации». Энтони Гринвальд и его коллеги разработали Implicit Association Test для выявления инстинктивных предпочтений. Объекты для ассоциации там задаются экспериментатором, а измеряемым параметром служит время, за которое испытуемый выносит свое решение. Вот здесь можно протестировать себя по целому ряду больных вопросов (причем даже по-русски!).


Mой собственный результат совпал со средним: «умеренное автоматическое предпочтение белых лиц». Правда, у меня возникли сомнения по поводу самой методики, по крайней мере в том варианте теста, который я прошла. Если кто-то из вас тоже отважится на это, напишите, пожалуйста, что вы думаете?

У меня же была и другая возможность убедиться в ненадежности чисто теоретической подготовки к восприятию человеческого разнообразия. Я воспитана на представлении о равноправии людей всех рас и сознательно исповедую именно этот принцип, но когда я в первый раз в жизни вошла в автобус, заполненный исключительно чернокожими людьми, я испытала настоящий шок. Нет, умом я прекрасно понимала, что мне ничего не грозит – люди вокруг меня были обыкновенными добропорядочными гражданами, а не какими-то подозрительными личностями. Тем не менее, волосы зашевелились у меня на голове.

Этот случай ясно показал мне, что сухой теории недостаточно – по крайней мере некоторым из нас. Нужна реальная практика – практика общения с людьми другого цвета кожи / вероисповедания / сексуальной ориентации и далее по списку. А мой опыт до поры был крайне ограничен: ну, на курсе у нас была девочка из Чада – кстати, замечательная красавица – но это, пожалуй, и все.

Мы любим иронизировать над включением представителей иных рас в число героев фильмов и пьес, где их первоначально не предполагалось – меня, например, особенно позабавила черная актриса в роли доктора Сарториуса в «Солярисе» Содерберга :) А между тем, судя по моему опыту, это воспитательное средство может оказаться отнюдь не лишним.


Кадр из фильма «Солярис» (2012) с сайта FilmGrab

Posts from This Journal by “неравенство” Tag

  • Подымайте, братья, посохи

    Юрий Слезкин пишет: «Все милленаристские секты, посвящающие себя братству и бедности – мужские движения. Большевизм был агрессивно и откровенно…

  • Загибает пальчики толстенькая Тая

    Неспособность женщин к математике – главный козырь пропагандистов интеллектуального превосходства мужчин. Действительно, в параллельном нашему…

  • Мои домашние в смущение пришли

    Похоже, Джеймс Уотсон войдет в историю не как открыватель структуры ДНК, а как человек, упорно наступающий на одни и те же грабли. Он мог бы…

Comments

egovoru
Jun. 3rd, 2018 12:13 pm (UTC)
"За это, собственно, и не люблю Голливуд"

Ну, Голливуд - это не только "Санта Барбара". Вот это, например - тоже ведь Голливуд :)

Что же касается этничности актеров, то я не так уж уверена, что она непременно должна совпадать с этничностью персонажей. Как я уже упоминала выше, Отелло столетиями играли белые исполнители, и ничего. А в японском театре кабуки все женские роли играют мужчины (как, кстати было и в Европе во времена Шекспира), а это еще покруче, чем белый в роли мавра!

У сценического искусства своя правда: когда в театральной постановке "Пестрой ленты" на сцену вынесли живую змею, зрители потом возмущались, что отвратительное чучело змеи испортило весь спектакль :) Кино - это, конечно, не театр, но сказанное и к нему относится.

Edited at 2018-06-03 12:15 pm (UTC)
rolerosa
Jun. 3rd, 2018 12:43 pm (UTC)
Дело не столько в этничности актеров. Когда историю подгоняют под голливудские (американские) стандарты, это приводит к тому, что любой гражданин "исключительной нации" называет чемпиона НБА - чемпионом мира, а президент на вопрос: "Бывали ли вы в Париже?", отвечает: "Только проездом, по дороге из Далласа в Хьюстон".
egovoru
Jun. 3rd, 2018 01:15 pm (UTC)
В этом смысле меня особенно позабавил разговор с одной американской девочкой. Она меня спросила, есть ли в Москве чернокожие люди, на что я ответила: да, есть немного, в основном - студенты из африканских стран. - Как "немного", удивилась она. - А разве в России не было периода черного рабства? :)

Но эта конкретная девочка и в других отношениях была довольно дремучая, так что я не стала бы обобщать этот тяжелый случай на всех американцев. Они очень разные, и это не удивительно: страна очень большая и сложная. И, как ни крути, но в течение последних полвека именно США - мировой лидер технического прогресса, и это, конечно, не может не сказываться на самоощущении жителей этой страны.
umbloo
Jun. 4th, 2018 04:17 pm (UTC)
С Кабуки на самом деле всё даже забавнее. Когда этот театр возник (как раз при Шекспире), в нём играли только женщины. Лет через пятьдесят токугавское правительство пришло к выводу, что эти танцовщицы разлагают нравы (репутация у них была примерно такая же, как у европейских актрис очень долго была), сказало "Довольно разврата!" и запретило женский Кабуки. Театр послушался и заменил женщин на сцене сплошь мальчиками-подростками (тоже, кстати, привет Шекспиру и гамлетовским актёрам, которых вытеснила в эльсинорскую глушь модная детская труппа). Через неполных 20 лет правительство посмотрело, что получилось, сказало "Довольно разврата!" и запретило такой вариант. С тех пор в Кабуки все роли стали исполняться мужичнами. А поскольку примерно тогда же там стали ставить уже не просто танцевальные номера и, как бы это выразиться, ревю, но и сюжетные пьесы, то зрители успели Кабуки полюбить настолько, что когда после большого скандала с актёрами и сёгунскими фрейлинами (которые ходили в театр, разумеется, тоже переодевшись мужичнами - иначе неприлично!) Ставка попробовала опять рявкнуть и запретить, ничего не вышло. То естьконкретный театр закрыли, фрейлинам и их семьям досталось по полной, причастные актёры попали в ссылку (недолгую - а вот семьи фрейлин поплатились головой), но Кабуки в целом запрещён не был. И, разумеется, когда пошли мэйдзийские реформы в 19 в. и многие токугавские запреты посыпались как приметы проклятого прошлого, возродился и чистоженский Кабуки. Но за двести лет все уже так привыкли к чисто-мужскому, что женский развернуться по второму разу не смог и остался увлечением для узкого круга, а сборы делает "мужской Кабуки" и гордостью страны оказываются именно его звёзды. Кстати, когда начиналось японское кино (в котором, разумеется, первыми звёздами на мужские роли оказались театральные актёры с большим опытом), эти актёры одно время жаловались, как непривычно играть вместе с женщинами...
egovoru
Jun. 4th, 2018 10:49 pm (UTC)
"тоже, кстати, привет Шекспиру и гамлетовским актёрам"

Япония времен самураев вообще, видимо, очень хорошо накладывается на елизаветинскую Англию. Я это обнаружила, посмотрев экранизацию "Макбета" Куросавой: ну, все перипетии сюжета ложатся на самурайскую действительность просто как родные :)
umbloo
Jun. 5th, 2018 02:34 am (UTC)
Да, пересечений немало.