?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А нюх, как у собаки

Продолжая тему представления меньшинств в художественных произведениях, отмечу Брюно Дебранда в роли «первого в истории детектива-колясочника». Сначала я побоялась смотреть сериал с заглавным персонажем-инвалидом, будь он хоть трижды детектив. Но потом решила все-таки попробовать – и не смогла оторваться.


Это не просто демонстрация торжества духа над телом. Там по ходу сценария многочисленные красотки (ну, французы же снимали!) влюбляются в инвалида – и это выглядит правдоподобно.

А еще этот актер – а может, его конкретный персонаж – напомнил мне Олега Даля. Интересно, а вы, уважаемые френды, тоже видите это сходство?


Трейлер 6-го сезона, пока не выложенного в сеть
(примечательно, что мы не называем трейлер «анонсом», как французы,
хотя это слово тоже есть в русском языке).
Увы, уже объявлено, что Дебранд отказался сниматься дальше:
его заменят другим актером :(

Posts from This Journal by “неравенство” Tag

  • Подымайте, братья, посохи

    Юрий Слезкин пишет: «Все милленаристские секты, посвящающие себя братству и бедности – мужские движения. Большевизм был агрессивно и откровенно…

  • Загибает пальчики толстенькая Тая

    Неспособность женщин к математике – главный козырь пропагандистов интеллектуального превосходства мужчин. Действительно, в параллельном нашему…

  • Мои домашние в смущение пришли

    Похоже, Джеймс Уотсон войдет в историю не как открыватель структуры ДНК, а как человек, упорно наступающий на одни и те же грабли. Он мог бы…

Comments

hugan
Jun. 5th, 2018 05:33 pm (UTC)
:) спасибо
Я, как всегда, невнятно выразился; хотел сказать только о восприятии (и, может быть самовосприятии) увечья, об его, грубо говоря, эстетической (надеюсь на правильное понимание!) стороне, о смыслах, которые оно обнаруживает. Не о генезе. Рискуя быть навязчивым, предприму еще одну попытку. Здоровый человек не может проявить свою устойчтвость к.. ну как это назвать.. некоей самостигматизации, Ожидается, что увечье должны быть или поражением или, что почти то же самое, предметом борьбы и преодоления. И обе эти альтернативы мне кажется (уже) в некоторых отношениях не лучшим исходом.
И вот на смену отношениям борьбы и компенсации, мне кажется, приходит спокойное и равнодушное невовлечение в эти так понятные отношения с увечьем. Способность не ехать по проложенным в культуре рельсам, а спокойно стоять рядом.. Так увечье делает заметными какие-то важные черты, создает новую эстетику.. Мне кажется, механизм сходен с пирсингом, только более высокий уровень образов - не о теле, а о, грубо говоря, душе.. Мне вот эта нейтральность кажется очень важной. Именно не "борьба, преодоление и сила духа", такого рода "победа", думаю, во многом тождественна "поражению" . Именно нейтральность, ровное человеческое достоинство, никак не связанное с увечьем или его отсутствием.
Мне эта эмоция кажется очень важной

Edited at 2018-06-05 05:41 pm (UTC)
egovoru
Jun. 6th, 2018 12:07 am (UTC)
"Способность не ехать по проложенным в культуре рельсам, а спокойно стоять рядом"

Не уверена, что я и сейчас поняла Вас, но давайте проверим. Вы хотите сказать, что, поскольку в нашей культуре есть установка на то, что увечье - это плохо, человек, получивший увечье, начинает считать себя ущербным и пытается эту ущербность преодолеть, а лучше бы он этого не делал?

Добавлю два соображения. Во-первых, серьезное увечье (как у героя сериала, у которого полностью парализованы ноги) накладывает непосредственные физические ограничения, нисколько не зависящие от того, как увечный человек себя воспринимает. Если раньше он мог достать предмет с верхней полки, то теперь не может и т.д. То есть, свой образ жизни ему таки приходится модифицировать - по объективным, а не субъективным причинам.

Во-вторых, и это то, что тоже отражено в этом сериале. Помимо собственного к себе отношения, важно еще и отношение окружающих. Плохо, если они в первую очередь реагируют именно на увечье - лучше, если они его не замечают (и не делают вид, что не заметили, а на самом деле не замечают). И, надо сказать, Дебранду удается в этой своей роли достичь именно этого последнего: не только другие персонажи, но и мы, зрители, очень быстро перестаем видеть в его герое инвалида :)
hugan
Jun. 6th, 2018 05:23 am (UTC)
да, увечье - это объективно плохо и многого лишает. Это понятно. Важно то, как кульура умеет с этим обходиться. Я, кажется, наконец сам понял, в чем тут дело и что хотел сказать :) - дело в навязчивом оценивании и какой-то скрытой иррациональной конкуренции (ни ча что-то конкретное, ради самой себя...). по крайней мере, это один из аспектов, может быть, важнейший.
Если в культуре люди неявно, но постоянно, сравнивают и оценивают себя и друг друга (хотя и чувствуют, что это нехорошо и/или ни к чему не нужно), увечье обостряет проблему оценивания. Люди думают: "вот бедняга", или, наоборот, "вот молодец, сумел скомпенсировать"; но из-за увечья им труднее обойтись ьуз сравнения и оценки. И самому инвалиду это особенно трудно, потому что оценивание (особенно скрытое), мне кажется, заразно. Он попадает в какую-то навязанную ему обществом гонку, и, во всяком случае, перестает быть обычным человеком.

Я пытался выразить вот это качество принятия проблемы собой и обществом, позволяющее оставаться именно обычным человеком. Качество невовлечения в оценивание, в "особое отношение". Способность принимать поддержку без ощущения, что ты "слабее" и, тем самым, неким образом "хуже" того, кто ее оказывает (или, наоборот, "сильнее духом" и "лучше" - поскольку тебе пришлось скомпенсировать). И, соответственно, предоставление окружающим возможности, оказывая или не оказывая поддержку, или просто находясь рядом, не мыслить в терминах "нещщастный" или "но в других отношениях какой молодец" и не страдать от своего физического превосходства, не чувствовать ту странную вину за свое здоровье, которая мне рядом с невинно страдающими людьми так знакома, и которая, думаю, мешает им еще больше, потому что они невольно ее вызывают вокруг себя, и она, волшебный круг, везде им сопутствует.

Увечье - индикатор социальной проблемы навязчивого оценивания/самооценивания, иррациональной конкуренции, из-за которой и проигрыш в одном и следующий за ним выигрыш в другом - это источники смешанных переживаний уязвления и реванша... - без которых воздух был бы гораздо чище.

ВОзможно, я преувеличиваю проблему оценки, сравнения и превосходства, не знаю...

Edited at 2018-06-06 05:35 am (UTC)
egovoru
Jun. 6th, 2018 11:52 am (UTC)
"Увечье - индикатор социальной проблемы навязчивого оценивания/самооценивания, иррациональной конкуренции"

Мне кажется, эта конкуренция не такая уж иррациональная. Скажем, конкуренция за рабочие места: в фильме этого не показано, но легко можно себе представить, что когда герой - капитан полиции - разбился на мотоцикле, в том же отделении нашлось немало лейтенантов, готовых занять его место? И перед начальством встал вопрос, не лучше ли иметь "двуногого" капитана из новых, чем позволить инвалиду продолжать свою профессиональную деятельность? (И, заметьте, вопрос это чисто прагматический, без всяких сантиментов). А перед разбившимся капитаном, если он не хочет потерять свою работу, разумеется, встала необходимость доказать, что он, хотя и инвалид, все равно более профессионально пригоден, чем другие кандидаты?

"не страдать от своего физического превосходства, не чувствовать ту странную вину за свое здоровье, которая мне рядом с невинно страдающими людьми так знакома"

Эта вина и есть та причина, по которой нам не хочется смотреть фильмы про инвалидов - как не хотелось и мне, когда я узнала об этом сериале. И то, что создателям фильма и актеру в главной роли удалось сделать так, что зрители в состоянии забыть об этой своей вине - определенно шаг на пути к тому "чистому воздуху", о котором Вы мечтаете :)
hugan
Jun. 6th, 2018 07:30 pm (UTC)
да, да. Но реальная конкуренция, мне кажется, не такой уж источник проблем, если нет тенденции генерализовывать оценку и оценивать вне практических нужд. Каждый понимает, что он может, что нет, в каком качестве и насколько может быть востребован и полезен, это не обязательно уязвляет или доставляет тщеславное (реваншное?) наслеждение, это не то же самое, что какой-либо генеральный "социальный статус", предмет зависти/презрения или даже признания (с оттенком зависти, который малозаметен, но из-за этого еще более неистребим и разрушителен) или жалости с - аналогичным оттенком презрения.

Между тем воздух, кажется, в самом деле медленно но верно становится чище))

egovoru
Jun. 7th, 2018 11:03 am (UTC)
"воздух, кажется, в самом деле медленно но верно становится чище"

Да, но ведь не сам по себе! Этому предшествовало постепенное преобразование нашей среды обитания под нужды инвалидов. Скажем, тот желтый автомобильчик, на котором герой фильма ездит (или, точнее сказать, носится!) по городу (а город этот, кстати, Марсель). Это ведь возможно только потому, что он переделан под полностью ручное управление. В фильме, кстати, фигурирует и такой грузовик - и инвалид, который работает шофером-дальнобойщиком!

Если бы, в идеале, среда стала такой, что вообще никак не ограничивала бы возможности инвалидов по сравнению со здоровыми людьми, то и отношение бы к ним переменилось. Наличие или отсутствие инвалидности стало бы безразличным фактором. Примерно так, как сейчас нам безразличен цвет глаз или волос. Конечно, считается, что "джентльмены предпочитают блондинок", но все же не до такой степени, чтобы брюнетки чувствовали себя ущербными :)

Edited at 2018-06-07 11:09 am (UTC)
hugan
Jun. 7th, 2018 07:04 pm (UTC)
да. И, думаю, изменения, связанные с инвалидами - чать изменений более широкого плана, связанных с отношением к иному, необычному, разнообразному. Которые, в свою очередь, выглядят частью некоего глобального прироста разумности и личной осознанности/ответственности (не в смысле улучшения каких-то индивидуальных способностей, а скорее в смысле оптимизации самой кульутры и реализованных в ней ценностей, усложнения и диверсификации регуляторов, которые она реализует)... В частности, в ходе этого процесса врожденные факторы и вообще неизменные данности, такие, как увечье, постепенно теряют значение - в пользу всего того, что человек определяет в себе и своей жизни сам. Думаю, это здорово.