?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Устройство художественных выставок – само по себе искусство. Удачный подбор и развешивание экспонатов способны создать целое, эффект которого превысит сумму воздействия его составных частей. Удивительно, что еще никому не пришло в голову выставить в одном зале все автопортреты Рембрандта (а их более 90, беспрецедентное число!), рассеянные по множеству музеев мира.


Можно только гадать, что заставляло этого художника снова и снова всматриваться в свое отражение. Петр Вайль считает его предтечей романтизма – эпохи, когда самокопание стало основным художественным методом. А может, Рембрандт просто пользовался бесплатной моделью, которая всегда под рукой?

Меня восхищает его способность не относиться к себе со «звериной серьезностью». Заказные портреты романтиков – Байрона там, Шиллера – всегда эдакие вдохновенные, их лицам приданы черты благородства. А у Рембрандта не только физиономия была самая плебейская, но он еще и нарочно корчил рожи, когда запечатлевал себя для потомков. Впрочем, о потомках он, может, и не думал?

Rembrandt

Автопортреты Рембрандта 1628-1662 годов
(все фото с сайта Rembrandt van Rijn: Selected Self-Portraits)

Спасибо уважаемому jenya444 за ссылку на текст Вайля.

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Вспомните, как к берегам Австралии

    Распространение европейской цивилизации обычно сказывается весьма плачевно на традиционной культуре завоеванных земель. Но бывают и вселяющие…

  • Что-то физики в почете

    Дискуссия, развернувшаяся в советской печати в середине прошлого века, почти дословно воспроизводит спор Евгения Васильевича Базарова и Павла…

  • На холсте уста вселенной

    Размышляя о том, как художники пытаются изменить мир, Борис Гройс отмечает, что с 20-го века они стали использовать новую стратегию. Если раньше…

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
vlkamov
Jun. 7th, 2018 03:02 pm (UTC)
Вот этот автопортрет мне очень нравится.
egovoru
Jun. 7th, 2018 10:58 pm (UTC)
Да, мне тоже. Я даже попробовала было включить его в свой коллаж, но быстро обнаружила, что гравюра в ряду живописных полотен смотрится не очень: прямо скажем, она выглядит, как выбитый зуб :)

Можно было бы, конечно, составить коллаж из одних гравюр, но я все же остановилась на живописных автопортретах, как наиболее известных.

А как Вы думаете, зачем все-таки ему понадобилось так много автопортретов?
(no subject) - vlkamov - Jun. 8th, 2018 12:44 pm (UTC) - Expand
marigranula
Jun. 7th, 2018 03:24 pm (UTC)
"Можно только гадать, что заставляло этого художника снова и снова всматриваться в свое отражение. Петр Вайль считает его предтечей романтизма – эпохи, когда самокопание стало основным художественным методом."
Ещё есть Лакан. Он вообще считал что сознание возникает засчет зеркала. Chomsky его правдв шарлатаном назвал :)))
egovoru
Jun. 7th, 2018 11:04 pm (UTC)
"Он вообще считал что сознание возникает засчет зеркала"

О, как интересно! Мне, признаться, тоже кажется, что зеркало здесь как-то задействовано. А не пришлете ли ссылку на конкретную работу Лакана, где он об этом говорит? А то я с его идеями совсем не знакома :(
(no subject) - marigranula - Jun. 8th, 2018 04:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 8th, 2018 11:45 am (UTC) - Expand
val000
Jun. 7th, 2018 07:52 pm (UTC)
Да. Хорош! :)
egovoru
Jun. 7th, 2018 11:05 pm (UTC)
А как думаете, почему все же у него так много автопортретов, причем некоторые - в одном и том же году?
(no subject) - val000 - Jun. 7th, 2018 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 7th, 2018 11:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - val000 - Jun. 7th, 2018 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 8th, 2018 12:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - val000 - Jun. 8th, 2018 01:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 8th, 2018 01:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - val000 - Jun. 8th, 2018 01:46 am (UTC) - Expand
baranij_bereg
Jun. 7th, 2018 09:11 pm (UTC)
Сейчас в комнате смеха -- прямые зеркала.
egovoru
Jun. 7th, 2018 11:07 pm (UTC)
Что-то я не уловила Вашу мысль :( Может быть, Вы имели в виду, что Рембрандт смотрел на себя в кривое зеркало?
(no subject) - baranij_bereg - Jun. 8th, 2018 01:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 8th, 2018 01:56 am (UTC) - Expand
опять загнул... - noname_rambler - Jun. 8th, 2018 03:49 am (UTC) - Expand
noname_rambler
Jun. 8th, 2018 03:54 am (UTC)
А Вы фильм Стеллинга не видели?
Романтизм вряд ли... скорее постромантизм, "достоевский" — иллюстрации к Достоевскому, или Достоевский берёт своих персонажей с картин Рембрандта...
egovoru
Jun. 8th, 2018 11:43 am (UTC)
Нет, не видела и, насколько я поняла из описания, этот фильм охватывает только последний период жизни художника, действительно не самый веселый. Но в принципе нидерландский 17-й век кажется мне совсем не похожим на Достоевского: все же это была очень энергичная, жизнелюбивая эпоха. Или я ошибаюсь?
rolerosa
Jun. 8th, 2018 04:36 am (UTC)
<Устройство художественных выставок – само по себе искусство.>
А уж место (помещение) имеет решающее значение. Если бы я впервые увидел картины импрессионистов в музее д'Орсэ, то никогда бы ими не увлекся. ЖД вокзал, в качестве картинной галереи - эпатажно, конечно, но на этом позитивные эпитеты и заканчиваются.
egovoru
Jun. 8th, 2018 12:31 pm (UTC)
В музее д'Орсэ я никогда не была - те несколько дней, что мне довелось провести в Париже, я все потратила на шатания по городу, а в музеи вообще не заходила, даже в Лувр. Но современная идея переделывать под музеи разные сугубо служебные помещения вроде бывших складов или заводов мне нравится: это лучше, чем просто их сносить.

Но все же еще больше мне нравятся музеи, в которые превращены жилые дома - где живописные произведения предстают в том контексте, для которого они и предназначались художниками и заказчиками. Я думаю, с тех пор, как художники стали творить непосредственно для музеев, а не для заказчиков, которые хотят повесить картину у себя дома, изобразительное искусство перестало быть тем, каким мы знали его раньше. А?
(no subject) - rolerosa - Jun. 9th, 2018 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 9th, 2018 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rolerosa - Jun. 10th, 2018 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 10th, 2018 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - rolerosa - Jun. 10th, 2018 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 10th, 2018 02:13 pm (UTC) - Expand
steblya_kam
Jun. 9th, 2018 09:38 am (UTC)
Ну, для предтечи романтизма всё ж таки рановато :-) так можно и в эллинистической скульптуре признаки романтизма нарыть.
Мне кажется, есть историческое объяснение. Рембрандт принадлежал протестантской культуре, в которой именно в это время сформировался специфический протестантский индивидуализм: человек существует не столько в обществе и сословии, сколько наедине сам с собой и Богом. Спасение становится индивидуальной задачей. Не зря в это время культовой книгой стал "Путь паломника" Джона Беньяна - инструкция к личному спасению простого человека, частного лица (без участия церковных и общественных институтов).
Само писание неприукрашенного автопортрета может в таком контексте восприниматься как акт личного благочестия.
egovoru
Jun. 9th, 2018 11:59 am (UTC)
"Рембрандт принадлежал протестантской культуре"

Интересно, что его мать была католичкой, но детей он все-таки крестил по реформированному обряду.

"Само писание неприукрашенного автопортрета"

Мне кажется, эти его автопортреты не просто "неприукрашенные". Они действительно выглядят как технические упражнения: как будто он ставил себе задачу изобразить ту или иную наперед заданную эмоцию, то есть, отрабатывал технику.

Вайль высказывает еще такую мысль: "Еще – реклама: демонстрируя на автопортретах живописные возможности, художник, во-первых, зазывал потенциальных покупателей, а во-вторых, в дотелевизионную и дофотографическую эпоху знакомил будущих заказчиков с собой". Что думаете - могло такое быть? Я не очень понимаю, что он потом с этими автопортретами делал - покупал ли их кто-нибудь, или они так и оставались в его студии? И сколько народу могло их видеть?

А еще у Вайля в статье почти дословная цитата из его друга: "Не надо выходить из дома" (то есть, "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку"). Интересно, это сознательно или просто случайное совпадение мыслей?
(no subject) - steblya_kam - Jun. 13th, 2018 08:24 am (UTC) - Expand
rolerosa
Jun. 9th, 2018 02:34 pm (UTC)
Чтобы изучать мир нужно сначала изучить прибор, через который ты за ним наблюдаешь. Поэтому художнику просто необходимо смотреть в зеркало, дабы, для начала, познать себя самого (и, кстати, что может быть загадочнее и интереснее).
Женщины гораздо лучше знают женщин, чем мужчины мужчин. Поэтому они и правят )). Думаю одна из двух причин - это зеркало, в которое дамы любят, в отличие от ..., смотреться.
egovoru
Jun. 9th, 2018 02:57 pm (UTC)
"это зеркало, в которое дамы любят, в отличие от ..., смотреться"

Между прочим, это еще большой вопрос, представители какого пола смотрятся в зеркало чаще. Например, вот это исследование выявило, что это как раз непрекрасный пол :) Интереснее же всего причины обращения к зеркалу, которые называли сами опрошенные: женщины в него смотрят, чтобы подправить свои недостатки, а мужчины - чтобы полюбоваться своими достоинствами :)
(no subject) - rolerosa - Jun. 10th, 2018 07:03 am (UTC) - Expand
alex_new_york
Jun. 10th, 2018 12:22 am (UTC)
Думаю, что он не только отрабатывал технику, но и экспериментировал с освещением, позой, одеждой, ракурсом, выражением лица. Краски разные пробовал. Ну и перемены в своей внешности заодно документировал.
egovoru
Jun. 10th, 2018 12:47 am (UTC)
Да, похоже на то. А какой из портретов Вам больше всего нравится?
(no subject) - alex_new_york - Jun. 10th, 2018 04:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 10th, 2018 11:12 am (UTC) - Expand
livejournal
Jun. 29th, 2018 07:18 am (UTC)
Марио идёт грабить банк!
User jenya444 referenced to your post from Марио идёт грабить банк! saying: [...] и автопортреты [...]
( 42 comments — Leave a comment )