Корень зла он видит в организации американской науки, ставшей чересчур клановой и бюрократической. Нанимая новых сотрудников, заведующие кафедр ищут не людей с оригинальными идеями, а тех, кто сможет быстро получить гранты. Гранты же дают тем, кто разрабатывает уже существующие направления, а не устремляется туда, незнамо куда, чтобы найти то, неведомо что.
Подтверждение его слов я обнаружила в собственной профессиональной деятельности. Недавно нам посчастливилось отыскать у водорослей некие белки, позволяющие нейрофизиологам «выключать» активность нужного нейрона в нужный момент. К моему удивлению, первыми, кто схватился за этот новый инструмент, оказались вовсе не американцы – и даже не европейцы, а исследователи из таких стран, как Сингапур и Китай!
И все-таки я думаю, проблема не в самой научной бюрократии, а в отношениях науки и общества: держа соловья за горло, песен не услышишь. Заставляя ученых немедленно выдавать практически полезные результаты, нельзя надеяться на великие открытия. С другой стороны, на всех шарлатанов народных денег тоже не хватит. Так как же быть?
В любом случае, вряд ли приходится ожидать постоянной скорости развития науки. Может, мы просто уже подобрали все низко висящие фрукты – а для того, чтобы добраться до растущих выше, нужно сначала найти лестницу?
