?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Июль – месяц, богатый историческими датами. Я поймала себя на искаженном представлении о хронологической последовательности июльских катаклизмов, когда смотрела минисериал о Джоне Адамсе, втором президенте США. Героя, еще не президента, отправляют послом к королю Франции, и я подумала – это к какому же королю, Луи-Филиппу, что ли? Начисто забыв в тот момент, что ведь американская революция произошла раньше французской – может, потому, что отделение американских колоний от метрополии у нас вообще не называют «революцией»? (Видимо, в российском сознании революция неразрывно связана с цареубийством, а тут обошлось без него).


Самым интересным в сериале мне показались обстоятельства принятия резолюции об отделении. По условиям колониальной ассамблеи, это требовало единогласия, но представители Пенсильвании, Южной Каролины и Нью-Йорка были против. Так что энтузиастам во главе с Адамсом пришлось усиленно интриговать за кулисами: самого непримиримого делегата из Филадельфии уговорили «заболеть» в решающий момент, молодому каролинцу пообещали, что все остальные точно проголосуют «за», а нью-йоркца убедили сослаться на недостаток полномочий. В итоге резолюцию приняли двенадцатью голосами при одном воздержавшемся.

Все актеры так хорошо играют, что, я боюсь, теперь их лица вытеснили в моей памяти лица их персонажей, знакомые по историческим портретам :)


Страсти по поводу отделения: Джон Адамс – Пол Джаматти,
Бен Франклин – Том Уилкинсон, Томас Джефферсон – Стивен Диллэйн
(в этом эпизоде он помалкивает, но позже откликнется
на просьбу Адамса и напишет текст «Декларации независимости»,
первую строчку которой я позаимствовала для заглавия поста)

Posts from This Journal by “Новый Свет” Tag

  • Чтоб не было этих разных фокстротов

    Будучи в Нью-Йорке, я непременно хотела посетить настоящий джазовый клуб – желательно, сохранившийся с тех самых времен. Увы, на Манхэттене не чтят…

  • Московских Нью-йоркских окон негасимый свет

    Вопреки завету «пешеходов надо любить», наши города быстро превращаются в места обитания автомобилей. А вот традиция украшения витрин под…

  • Колорадо мое, Колорадо

    Первый нотный сборник ковбойских баллад вышел из печати уже в 1910 году, через три года после книжки О. Генри «Сердце запада». Но настоящая…

Comments

( 56 comments — Leave a comment )
marigranula
Jul. 4th, 2018 02:07 pm (UTC)
Я читал Лисы в винограднике Фейхтвангера :)))
А фильм обязательно посмотрю!
egovoru
Jul. 4th, 2018 02:19 pm (UTC)
Я "Лис", увы, не читала, но, как я понимаю, там в основном описываются интриги с французской стороны. В фильме часть действия тоже происходит в Европе, потому что, как я уже упомянула в посте, Адамса сначала направляют во Францию (в помощь Франклину, который уже там - и в фильме очень забавно показано, как Адамс пытается постичь европейские манеры под руководством старшего товарища), а потом в Голландию, в надежде раздобыть денег на войну с армией Георга. Но в основном все-таки фильм - о событиях в самой Америке, о том, как из совокупности колоний было создано единое государство. На сайте по ссылке из поста его можно посмотреть в русском переводе бесплатно, и там немного серий.

Роль же Франции в становлении этого государства нагляднее всего, наверно, выражается Статуей Свободы, которая, как известно, была французским подарком новому государству - правда, почти через 100 лет после показанных в фильме событий :) Но примечательно, что королевская Франция сначала помогла американским колониям обрести независимость от короля, а потом "зараза" перекинулась и на нее саму.
tijd
Jul. 4th, 2018 02:41 pm (UTC)
В «Лисах в винограднике» фигурирует Бен Франклин - первый официальный посол США во Франции.

Но главное, о чем там говорится - революция в головах, которое предшествовала революциям в политике. Идея «назад к природе» Жан-Жака Руссо (про которого другая книжка Фейхтвангера - «Мудрость чудака») частично вдохновлялась рассказами про Америку и американских индейцев. Идея равенства людей (очевидного и данного им от природы) была популяризирована Бомарше в «Женитьбе Фигаро». Бомарше же (один из центральных героев «Лис в винограднике») потратил немалые усилия на помощь американской революции и тайные поставки оружия через океан.

Edited at 2018-07-04 02:42 pm (UTC)
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 4th, 2018 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 4th, 2018 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 4th, 2018 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 4th, 2018 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 4th, 2018 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 10:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 5th, 2018 12:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 5th, 2018 12:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 5th, 2018 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 5th, 2018 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 5th, 2018 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 5th, 2018 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 5th, 2018 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 5th, 2018 10:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jul. 6th, 2018 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 7th, 2018 12:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jul. 7th, 2018 01:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Jul. 4th, 2018 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Jul. 5th, 2018 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 5th, 2018 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Jul. 8th, 2018 08:46 am (UTC) - Expand
marigranula
Jul. 4th, 2018 06:25 pm (UTC)
Да, там описывается как французы пытаются склонить своего монарха к помощи восставшим колониям.
tijd
Jul. 4th, 2018 02:26 pm (UTC)
Я тоже сразу вспомнил эту книгу, любимую с детства.

Фейхтвангер опубликовал «Лис в винограднике» в 1946. С 1941 он жил в Лос Анджелесе, чудом спасшись от Гестапо и сбежав из Франции, где жил с 1933. На английский Фейхтвангер практически не переводился и американцам совершенно неизвестен.
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 4th, 2018 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 4th, 2018 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 4th, 2018 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 4th, 2018 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 4th, 2018 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 5th, 2018 01:07 am (UTC) - Expand
olaff67
Jul. 4th, 2018 04:38 pm (UTC)
Мне сейчас лента принесла:

4 июля:
1776 Подписана Декларация независимости США
1826 Умер Джон Адамс 2-й президент США (1797-1801)
1826 Умер Томас Джефферсон 3-й президент США (1801-1809), автор Декларации независимости США
1831 Умер Джеймс Монро 5-й президент США (1817–1825)
egovoru
Jul. 4th, 2018 04:48 pm (UTC)
Да, в фильме, конечно, факт смерти в один день - и какой! - двух друзей, Адамса и Джефферсона, обыгрывается, а вот что еще и Монро умер в тот же день, я не знала. Весьма примечательно, конечно!

Джефферсон в фильме мне, надо сказать, особенно понравился - в смысле, уж очень подходящего нашли актера! В этом кусочке пару раз показывают его, внимательно слушающего спорщиков, но по имени не называют, так что его не так легко выделить его среди остальных, если не знаете, как выгядит Диллэйн.

Вот, нашла ролик, где кто-то собрал много сцен с Джефферсоном-Диллэйном - ужасно он мне нравится ("Я не оратор" и проч.):



Edited at 2018-07-05 12:54 am (UTC)
3seemingmonkeys
Jul. 5th, 2018 07:06 am (UTC)
может они хорошо выпили за 50-летие независимости, а возраст не тот уже..
3seemingmonkeys
Jul. 5th, 2018 07:07 am (UTC)
мне в этом сериале особенно музыка понравилась, слушаю ее время от времени
egovoru
Jul. 5th, 2018 12:43 pm (UTC)
Надо же, а вот я музыку там как-то вообще не заметила - но я вообще весьма немузыкальна, так что не удивительно :)

Мне в основном понравилось, как хорошо там сыграли актеры, особенно почему-то тот, кто в роли Джефферсона: мне кажется, исторический Джефферсон был именно такой :) А вот Абигайль Адамс я почему-то представляла себе как-то не так.

А видели Вы спилберговского "Линкольна" с Дей-Льюисом в главной роли? Я собираюсь теперь его посмотреть, если смогу найти.
3seemingmonkeys
Jul. 5th, 2018 07:14 am (UTC)
>у нас вообще не называют «революцией»?

не только в россии
многие считают события в америке просто восстанием
мол ВФР гораздо больше изменила общество

хотя в америке голосовать могло до 20% населения (в теории) еще даже до революции, а во франции после революции - 14%. но главное это то что американский народ обрел суверенитет покончив с божественной властью короля. французы просто повторили за американцами.
egovoru
Jul. 5th, 2018 12:37 pm (UTC)
Как показал последующий исторический опыт, сам по себе институт монархии вполне совместим с либерально-демократическим устройством общества: сегодня скандинавские страны и Нидерланды относятся к наиболее свободным в политическом отношении странам мира, чему, очевидно, их монархический строй отнюдь не препятствует.

Но образование США, конечно - уникальный исторический случай, с которым трудно что-то сравнивать, потому что это было построение государства на пустом месте, с нуля (коренных жителей континента на том этапе и еще долго после этого в расчет не принимали, так что едва ли они внесли какой-то вклад в создание нового государства, хотя некоторые американские историки и настаивают на том, что внесли).

Меня всегда занимал вопрос, почему же наша Сибирь и/или Дальний Восток не пошли по этому пути? Думаю, основная причина - наличие непрерывной континентальной связи с метрополией, которой у американских колонистов не было. Ну и, конечно, наличие у них более развитой традиции самоуправления. Интересно также сравнивать США с Австралией и Канадой, которые тоже пошли по несколько иному историческому пути.

Французская революция была событием гораздо более трагическим, чем американская, поскольку ее роль не сводилась только к свержению монархии. Американские отцы-основатели все же не додумались до якобинской диктатуры, вовремя остановились.
tijd
Jul. 5th, 2018 01:14 pm (UTC)
не додумались до якобинской диктатуры

Они целенаправленно создали систему, в которой узурпация власти затруднена. Дополнительно первые президенты своим поведением подали пример для подражания. Вашингтон отказался идти на третий срок, чтобы закрепить идею сменяемости власти - пример, которому следовали после него все президенты до Франклина Рузвельта.

Американская революция была достаточно кровавой - в войне за независимость погибло до 150 тысяч американцев - около 3% населения. Для сравнения - в Гражданской войне в России погибло около 2% населения. В процентном отношении французская революция обошлась меньшей кровью.
(no subject) - egovoru - Jul. 5th, 2018 10:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tijd - Jul. 5th, 2018 11:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 5th, 2018 11:29 pm (UTC) - Expand
3seemingmonkeys
Jul. 5th, 2018 01:17 pm (UTC)
король превращался в фигуру ритуальную в большей степени.. в англии демократизация началась только в 19 веке, до этого парламент избирался меньше 3% населения.

сибирь и австралия не знаю но в канаду переехало 70 тыс роялистов из сша. плюс там было маленькое население еще с французских времен (плохо росла колония) поэтому они не смогли бы отделиться при всем желании. в австралии наверное так же.
(no subject) - egovoru - Jul. 5th, 2018 10:49 pm (UTC) - Expand
Alex Krylov
Jul. 22nd, 2018 04:09 am (UTC)
Ваша рецензия опубликована в сообществе СИНЕМАТЕКА

https://cinemathequelv.blogspot.com/2018/07/2008.html


Edited at 2018-07-22 04:09 am (UTC)
( 56 comments — Leave a comment )