?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Будучи в Нью-Йорке, я непременно хотела посетить настоящий джазовый клуб – желательно, сохранившийся с тех самых времен. Увы, на Манхэттене не чтят старину – земля слишком дорога. Так, знаменитый Cotton Club, где играли Дюк Эллингтон и Луис Армстронг, сначала переехал из Гарлема в Мидтаун, а перед войной и вовсе закрылся. Но мне все же удалось отыскать заведение, соответствующее моим стандартам :)


Макс Гордон открыл свой Village Vanguard в 1935, и до прошлого месяца им владела 95-летняя жена Макса, Лорейн. Ее автобиографическая книжка – концентрат жизнелюбия. А сам клуб – крохотный подвальчик в Гринич Виллидж, где несколько столиков для посетителей (подают только напитки, никакой еды) притиснуты вплотную к сиденьям для музыкантов. Тут слушали Телониуса Монка, Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна.

Я нарочно выбрала вечер выступления родного клубного коллектива, хотя обычно там играют приглашенные лично хозяйкой посторонние исполнители. Публика собралась такая, что я мгновенно почувствовала себя среди своих. А что особенно бросилось в глаза, так это далеко не юный возраст и солидный вид большинства оркестрантов. И точно: отыскав потом их фамилии в интернете, я убедилась, что все они – профессора местных консерваторий.

И вот о чем я подумала: джаз, бывший когда-то музыкой социального дна, сегодня стал рафинированным академическим действом. А ведь и Шекспир, для освоения которого нам сейчас требуется немалая самоотверженность, начинал как общедоступный, балаганный автор, и только постепенно превратился в неугрызаемого классика. Так что же получается: сегодняшнее «высокое» искусство – это просто-напросто художественный ширпотреб прежних дней?


Вот он, Vanguard Jazz Orchestra, состоящий из профессоров :)

P.S.
Когда несколько недель назад я начала готовить этот пост, Лорейн была еще жива. Ну как тут не поверить в телепатию?

11gordonobit3-superJumbo

Макс и Лорейн в 1950-e (фото из некролога с сайтa Village Vanguard).
Но клуб остается в семействе – теперь он перешел к их дочери, Деборе

Posts from This Journal by “песни нашего века” Tag

  • И качаются наши песни

    Эту песню я впервые услышала в детстве – в начале семидесятых, от друзей по двору. Дело было далеко от столиц – значит, ее транслировали по радио…

  • Колорадо мое, Колорадо

    Первый нотный сборник ковбойских баллад вышел из печати уже в 1910 году, через три года после книжки О. Генри «Сердце запада». Но настоящая…

  • Anton, Ivan, Boris et moi

    Наверное, кое-кто из вас еще помнит эту песенку – ее русский текст написал Леонид Куксо. Занятно, что во французском оригинале был не только…

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
kostya_h
Jul. 6th, 2018 06:24 pm (UTC)
сегодняшнее «высокое» искусство – это просто-напросто художественный ширпотреб прежних дней?
Вы прямо как в первый раз родились.:)
egovoru
Jul. 7th, 2018 12:06 am (UTC)
Что-то я не уловила, что Вы хотели сказать. Это утверждение кажется Вам самоочевидным, или, наоборот - попаданием пальцем в небо?
kostya_h
Jul. 7th, 2018 06:42 am (UTC)
Самоочевидным. Граница пролегания высокости произвольна. В случае с академической она была проложена во времена придворной музыки, а потом и богатой буржуазией, подхватившей тренд — и проложена по понятным причинам классовости (её, конечно, ещё и изучали). Во многом из-за этого ранее доступность классической музыки была ограничена концертными и придворными залами и столовыми, куда не каждому был доступ, опять же по классово-денежным признакам. (Хотя, вроде, вот те же первые оперы исполнялись в таких условиях, что ой, и там присутствовали все сословия, что автоматически опускает такие произведения в разряд поп-песен.:)) Хотя в 19 веке эта ситуация сильно изменилась. Можно прокладывать границы по тому, когда музыка начинает изучаться в заведениях, а не передаваться традицией. Но это тоже лишь для отличения своих от чужих удобства делается.
И аналогично с другими искусствами.

Edited at 2018-07-07 07:00 am (UTC)
(no subject) - egovoru - Jul. 7th, 2018 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 7th, 2018 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 7th, 2018 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 7th, 2018 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 7th, 2018 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 7th, 2018 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 7th, 2018 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 7th, 2018 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 7th, 2018 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 8th, 2018 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 8th, 2018 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 8th, 2018 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 8th, 2018 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 8th, 2018 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 8th, 2018 08:13 pm (UTC) - Expand
bluxer
Jul. 7th, 2018 12:32 am (UTC)
Удивительно, как этот Гринич Виллидж еще не застроили высотными домами. Страшно подумать, сколько стоит там поселиться.
egovoru
Jul. 7th, 2018 12:51 pm (UTC)
Мне говорили, что на Махэттене почва далеко не везде подходит для строительства высотных зданий: там в основном болото. Именно поэтому застройка его выглядит такой неравномерной: есть высотки на самом кончике, в нижнем Манхэттене (в том числе, любимый мной Вулворт), потом, на большом расстоянии - ничего, а потом снова небоскребы в Мидтауне.

А Гринич Виллидж отчасти сохраняет свою былую репутацию. Я однажды была там на экскурсии - в приципе, я не люблю такой способ знакомства с городом, предпочитаю обходиться своими силами, но тут я решила рискнуть. Нашла в интернете какое-то объявление, пришла в указанное время на указанное место, и нас собралось человек 10 таких, а может, и несколько больше. Пришли парень и девушка студенческого вида, разделили нас на две группы. Нам досталась девушка, и она мне страшно понравилась тем, что была как будто из 60-х годов: и одеждой, и манерой речи, и стилем поведения. Чувствовалось, что ей самой очень нравится нам тут все показывать, и было действительно очень интересно. Причем, стоило это удовольствие десятку или около того.
bluxer
Jul. 7th, 2018 02:51 pm (UTC)
Забавно.
(no subject) - egovoru - Jul. 7th, 2018 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bluxer - Jul. 7th, 2018 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 7th, 2018 07:45 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
Jul. 7th, 2018 02:41 am (UTC)
Меня туда друзья затащили недавно. Мне тоже понравилась публика. Играла маленькая группа: гитара, контрабвс, саксофон, фортепиано и ударные. Когда объявили антракт, молодому человеку из зала ахотелось поимпровизировать на рояле с игравшей на ударных японкой, руководительницей группы. У них вышло так хорошо, что зал не отпускал молодого человека почти все второе отделение.
egovoru
Jul. 7th, 2018 12:58 pm (UTC)
Вот-вот: им каким-то образом удается поддерживать там сугубо домашнюю атмосферу - как будто ты не на концерт пришел, а в гости к друзьям! Надеюсь, это сохранится и при новой хозяйке: она вроде бы уже давно помогала матери.

Книжка Лорейн, надо сказать, такая же удивительно приятная, и ее интервью, что открывается по ссылке, тоже дает о ней представление. Макс вроде в свое время тоже написал книжку (собственно, жена позаимствовала у него название мемуаров, слегка переменив его), но вот до нее я пока не добралась - Макс кажется мне человеком совсем другого склада, это и по фотографии ясно видно :)

А бывали ли Вы еще в каких-нибудь подобных заведениях? Я не успела - только была, дважды, в Jazz at Lincoln Center, но это, конечно, совсем другое. А из клубов я присмотела еще там недалеко некий Blue Note, но не успела в него сходить.

Edited at 2018-07-07 12:59 pm (UTC)
alex_new_york
Jul. 7th, 2018 01:32 pm (UTC)
В Blue Note больше посетителей и атмосфера не такая непринужденная. Зато можно перекусить. А вообще в этом районе на четверти квадратного километра есть с десяток джаз-клубов и джаз-кафе. Я с друзьями однажды почти все их обошел за вечер. Решили задержаться и посидеть, кажется, в Smalls.

Edited at 2018-07-07 01:33 pm (UTC)
(no subject) - egovoru - Jul. 7th, 2018 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Jul. 7th, 2018 02:07 pm (UTC) - Expand
noname_rambler
Jul. 7th, 2018 05:10 am (UTC)
Мне в джазе нравится тот момент, когда его вот те упомянутые Вами ребята (Монк, Дэвис и Колтрейн) делали "высоким искусством", в 50-60-е. Вот сам этот момент, момент появления Kind of Blue. Вообще удивительное было время... Но молчу, молчу:)
egovoru
Jul. 7th, 2018 01:14 pm (UTC)
Ну, Монка и Ко мне, конечно, не довелось послушать, но зато я, в том же Нью-Йорке, застала еще живого Дэйва Брубека! Надо сказать, он произвел на меня сильнейшее впечатление: в свои 90 лет он уже почти не мог передвигаться, так что на сцену его выводили под ручки два помощника. Но, когда он сел за рояль, какая бы то ни было старческая немощь куда-то делась, и он необыкновенно темпераментно сыграл сложнейшие вещи, где-то на границе между джазом и классикой. Причем, зал Линкольн-Центра, где это происходило, устроен, как цирковая арена, а мне досталось место как раз над роялем, так что я не только все слышала, но и видела!

Приятно, что джазовая традиция все еще живет, и сегодня есть хорошие музыканты. Например, я слышала нынешнего руководителя Линкольн-Центра, Уинтона Марсалиса - он очень хороший трубач.
noname_rambler
Jul. 8th, 2018 07:44 am (UTC)
он очень хороший трубач
Но не Майлс. Майлс берёт две-три ноты (даже одну:) — и ... "берёт" своего слушателя.
По настроению конечно... (у слушателя)
А Дэйв Брубек да... тоже из "этих ребят", но я мало его слушал.
steblya_kam
Jul. 8th, 2018 09:42 am (UTC)
Ну да. То же самое случилось с оперой. 200 лет назад туда ходили бухать шампанское и трахаться в ложах, а непонравившихся актрис закидывали тухлыми яйцами и презервативами (о чём Дантес в письме Геккерну с гордостью писал).
egovoru
Jul. 8th, 2018 02:41 pm (UTC)
Что на первый взгляд удивительно: можно было бы ожидать, что новые художественные жанры и стили изобретаются для рафинированных ценителей, и лишь потом "стекают" вниз, к обычной публике? Но на деле, похоже, процесс идет скорее в обратном направлении: "верхи" постепенно усваивают то, что открывают "низы" :)
steblya_kam
Jul. 9th, 2018 10:36 am (UTC)
Ну, опера не была развлечением низов - в неё всё-таки дворяне ходили, а не крестьяне. А высокий статус и сакральность она приобрела, имхо, как раз когда стала доступна вчерашним бюргерам и крестьянам, которые, заходя в театр, боялись лишний раз дохнуть на бархатное кресло.
можно было бы ожидать, что новые художественные жанры и стили изобретаются для рафинированных ценителей, и лишь потом "стекают" вниз, к обычной публике? - Так и есть. Но в Новое время пошёл и обратный процесс - от низов к верхам (шекспировский театр, легенда о Фаусте, увлечение фольклором и лубком, постмодернистские эксперименты с жанрами детектива и любовного романа и т.д.). Это встречные течения на самом деле (сорри, украла название у Веселовского).
( 36 comments — Leave a comment )