?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Подобно марксизму, концепция Пенроуза-Хамероффа о квантовой природе сознания состоит из трех частей: 1) утверждения, что человеческое мышление и сознание нельзя смоделировать алгоритмом; 2) авторской версии интерпретации квантовой механики; 3) представления о том, что в основе высшей нервной деятельности лежит не электрическая возбудимость клеточных мембран, а квантовые процессы в тубулиновых микротрубочках, элементах внутриклеточного «скелета». Аргументированно возражать против (1) и (2) я не берусь из-за недостатка образования, но вот что касается (3), тут уж я чувствую себя на своем поле :)


Краткий ответ на вопрос, почему положение (3) кажется мне несостоятельным, таков: потому что оно противоречит всему, что нам известно о нейронах и микротрубочках (а известно немало!). Но совсем уж доконал меня аргумент, приведенный авторами в последнем (2014 года) обзоре: одноклеточные организмы, у которых нет, конечно, никакой нервной системы, а микротрубочки есть, способны к сложному поведению – значит, именно микротрубочки за него и отвечают! В защиту этого тезиса авторы цитируют нобелевского лауреата сэра Чарльза Шеррингтона (1857-1952), который в конце своей долгой жизни высказал гипотезу, что недавно открытые микротрубочки могут служить «нервами» клеток.

Простите, но с тех пор утекло немало воды! Давным-давно выяснилось, что поведение одноклеточных эукариот (то есть, микроорганизмов, обладающих ядром, как и клетки нашего тела) контролируется такими же мембранными электрическими процессами, какие протекают и в нейронах: они даже генерируют очень похожие потенциалы действия! Инфузорию туфельку (излюбленный объект такого рода исследований) вообще называют «плавучим нейроном»! А вся моя профессиональная карьера была посвящена изучению мембранного электричества одноклеточной водоросли хламидомонады. Есть, конечно, у микробов и чисто биохимические сенсорные каскады – так ведь и у нейронов они тоже есть :) Вот безъядерные бактерии вроде бы действительно не используют электричество для внутриклеточной сигнализации – они слишком маленькие, но и микротрубочек у них нет.

То, что авторы обзора не поинтересовались, что было сделано в упомянутой ими области за последние 70 лет, производит очень, очень невыгодное впечатление :(


Инфузории туфельки* (большие) и тетрагимены (маленькие)
ориентируются в электрическом поле

*Строго говоря, «туфелька» – это один определенный вид, Paramecium caudatum, а авторы ролика не указывают вид, а только род, но именно туфелек чаще всего изучают в лабораториях.

Posts from This Journal by “сознание” Tag

Comments

noname_rambler
Aug. 5th, 2018 05:29 am (UTC)
Мне нравится ход мысли Вашей собеседницы. Как и ход мысли Пенроуза. Пытаться что-то обосновывать и объяснять я здесь не буду — это выглядело бы жуткой профанацией... мне самому здесь многое объяснять нужно (если не всё:)
Так, одно замечание "по общим вопросам". Как мне показалось, Пенроуз в своих изысканиях физической основы сознания пытается опереться на то, чего ещё нет (но чем он занимается "по специальности") — на квантовую гравитацию. И в этом проблема, не у него конечно — у его читателей (читателей его научпоп книжек) — им то нужно, чтобы были твёрдые основания, "наука же", "наука даёт твёрдые основания, говорит, что это так, а это вот — эдак". А она даёт? Это вопрос уже к Вам. Как Вы считаете? Даже не в смысле, что она может дать основания для морали там, принудить к нужным поступкам, удержать от ненужных. А вот в смысле оснований для самой науки — в чём они?
egovoru
Aug. 5th, 2018 12:17 pm (UTC)
"наука даёт твёрдые основания, говорит, что это так, а это вот — эдак"

"Наука дает твердые основания" - эта формулировка кажется мне не слишком адекватной: суть науки как раз в том, что ни одно положение нельзя считать раз и навсегда установленным. Наука (естествознание) - это способ, при помощи которого мы можем двигаться вперед: заменять одни представления дугими, которые позволяют нам еще лучше, точнее предсказывать поведение окружающего мира.

Пенроуз же - не естествоиспытатель, а математик, поэтому ему кажется, что какие-то утверждения о явлениях физического мира (а человеческое сознание - это тоже явление физического мира) можно "доказать", вывести из условно принятых утверждений логическим путем. На мой взгляд, это опасное заблуждение.

"А вот в смысле оснований для самой науки — в чём они?"

Может быть, в нашей способности улавливать закономерности, распознавать паттерны в потоке впечатлений? В сочетании с умением проверять их "на прочность"?