?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В своем разборе шедевра Голдинга Андрей Аствацатуров показывает, что этот писатель почти буквально следует сюжету «Вакханок» Еврипида: «Интересно, что финальная сцена «Повелителя мух» отчасти повторяет этот еврипидовский по духу эпизод из второй главы. Охотники снова подожгут остров, теперь уже не случайно, а специально, но с противоположной целью – не спасти(сь), а убить, не ради жизни, а ради смерти. Они попытаются выкурить из лесу Ральфа на открытое пространство, где его легче будет добить копьями. Но их усилия парадоксальным образом снова приведут к совершенно другому результату – их спасут. Дым от огня увидят с военного корабля, оказавшегося поблизости. Пытаясь спастись, персонажи едва не погибнут. Пытаясь убить и поджигая собственный остров с четырех сторон, они спасутся: мир Голдинга экзистенциалистски абсурден и всегда готов опровергнуть любые человеческие смыслы».


Я согласна, что этот парадокс – едва ли не самое примечательное во всем романе и безусловно самое настораживающее. Но меня смущает аствацатуровская интерпретация одного из главных героев – Саймона, который четыре раза на протяжении короткого очерка поименован «христоподобным», а также «визионером» и «мистиком».

Да, Саймон – первый поименованный погибший на острове (еще раньше недосчитываются безымянного «малыша с отметиной на лице»), но ведь его смерть была если не случайной, то по крайней мере непреднамеренной: никто не собирался убивать именно его, в отличие от прицельно приконченного Хрюши и едва избежавшего смерти Ральфа. «Он <Саймон> является к дикарям со своими откровениями в самый неподходящий момент: племя, охваченное дионисийским безумием, поет и танцует. Саймона никто не слышит и не узнает. Его, как и Пенфея, принимают за зверя, терзают и в итоге убивают». Разве это похоже на историю Христа? Аствацатуров напоминает, что Саймон (Симон) – имя апостола Петра до крещения; но все-таки ведь – апостола, а не самого Учителя? (К тому же голдингов Саймон ни от кого не отрекался, так что я подозреваю, сигару здесь можно считать просто сигарой).

Что же касается визионерства, то действительно, именно Саймону в гниющей на шесте голове убитой свиньи пригрезился сам Властитель ада. Но ведь Саймон был и единственным, кто, вместо того, чтобы успокаивать свой страх ритуальными танцами вокруг костра, отправился ночью один через весь остров, чтобы, наконец, разобраться, что же там шевелилось в пещере? Так что Саймон – отнюдь не мистик, а носитель стремления к объективному знанию, и его трагическая судьба, мне кажется, больше напоминает участь Гипатии или Галилея, чем Христа. А вы что скажете, уважаемые френды?


Гибель Саймона (в его роли – Джеймс Бэдж Дейл)
в экранизации 1990-го года. Светящуюся палку следует, конечно, признать попыткой режиссера сыграть на популярности «Звездных войн» –
у Голдинга ничего подобного нет :)

Tags:

Posts from This Journal by “книги” Tag

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, дорогие френды, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

  • Не уходи, побудь со мною

    Самой радикальной из всех антиутопий до сих пор была «Машина времени» Уэллса: человечество разделилось на две породы, одна из которых выращивает…

  • Мы с тобой одной крови

    Что бы ни говорили о подражании Диснею, а наш мультфильм под музыку Губайдулиной, который я помню еще как отдельные серии по черно-белому…

Comments

jack_johnson_v
Aug. 22nd, 2018 02:36 pm (UTC)
Мне кажется, что Аствацатуров мог бы с такой же натяжкой провести параллели хоть с "Царем Эдипом" Софокла, хоть с "Ипполитом" того же Еврипида. Тем не мене, описываемый Вами парадокс действительно примечателен: он словно является неким архетипом, отражённым во многих драматическим произведениям, особенно тех, где герой пытается спорить с богами или уйти от своей судьбы.

Голдинга я может бы и прочёл, если б было время. А так, когда читаешь более 10 книг параллельно и программа чтения более чем на год вперёд забита - приходится расставлять приоритеты.



Edited at 2018-08-22 02:46 pm (UTC)
egovoru
Aug. 22nd, 2018 10:58 pm (UTC)
"Аствацатуров мог бы с такой же натяжкой провести параллели хоть с "Царем Эдипом" Софокла"

Я, к сожалению, не такой уж знаток античной литературы, чтобы определить, на какую именно греческую трагедию этот роман больше всего похож. Но то, что он принадлежит тому же жанру, кажется мне несомненным.

"Голдинга я может бы и прочёл, если б было время"

Вместо чтения романа можно посмотреть одну из двух экранизаций - они обе весьма достойные и близко следуют тексту. Та, из которой клип в посте - более поздняя; ее достоинство - то, что она цветная, а недостаток - то, что режиссер все же позволил себе некоторые мелкие вольности, вроде этих светящихся палок. Предыдущая же экранизация знаменитым Питером Бруком хороша всем, кроме того, что она черно-белая, а дело ведь происходит на тропическом острове, и его краски, мне кажется, важны для сюжета.