?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Времена не выбирают

Задним числом одни исторические эпохи кажутся мне более привлекательными, чем другие. Не забираясь уж слишком далеко, я насчитала три таких и задумалась, а чем же, собственно, они выделяются? Похоже, социальным оптимизмом, верой в лучшее будущее.


Если отсчитывать назад, то ближайший к нам такой период – середина 20-го века. В СССР умирает Сталин, во всем мире подрастает первое послевоенное поколение, по понятным причинам более многочисленное, чем предыдущее. Душевное состояние молодости распространяется на все общество: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело – сразу не поймешь».

Второй период – fin de siècle, конец 19-го века, время Шерлока Холмса. Это тогда газеты писали, что больше не будет войн – и читатели в это верили, как и в то, что смогут достичь счастья собственными усилиями.

Наконец, третий период – середина 18-го столетия, век Просвещения. Характерный образец тогдашних настроений – даже не Вольтер или Руссо, а «Записки» Державина, убежденного, что всемогущая императрица прислушается к его советам.

Стоит ли говорить, что каждый раз гребень волны сменялся провалом: вера в разум (точнее, в Разум) привела к гильотине, вера в свои способности – к двум мировым войнам. Общественный энтузиазм бэби-бумеров чреват, как считают иные, новым тоталитаризмом. Но даже неизбежность спада не лишает ценности эти периоды подъема – по крайней мере в моих глазах. А как в ваших?


Никита Михалков, Алексей Локтев и Евгений Стеблов
в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1963)
(фото с сайта Re-Movie)

Posts from This Journal by “история” Tag

  • Задымленную проседь соболей

    Согласно Александру Эткинду, в нынешней тотальной зависимости российской экономики от продажи нефти и газа нет ничего нового – именно такова была…

  • Путешествуя в Женеву, на дороге у креста

    Арабские цифры – не единственная добыча, вывезенная крестоносцами с Востока. Оттуда же прибыл и... феминизм, как ни парадоксально звучит это…

  • Когда ход событий приводит к тому

    Июль – месяц, богатый историческими датами. Я поймала себя на искаженном представлении о хронологической последовательности июльских катаклизмов,…

Comments

noname_rambler
Aug. 24th, 2018 07:20 am (UTC)
Не помню, говорил ли я это Вам, но в этом блоге у меня кажется было...
О том, что начало 19-го века в русской культуре (Золотой век) мне кажется ближе (в моей оптике, безусловно, на обобщение не претендую), чем модерн, Серебряный век. Модерн — поэзия, литература, музыка, живопись (насколько мне доступно) — воспринимается как нечто более архаичное. Вот например Хлебников (при всём упоении его поэзией) по сравнению с Пушкиным — Пушкин кажется ближе, в оптической перспективе, несмотря ни на какие попытки спихнуть его с корабля современности. Где те спихиватели? По большей мере и имён то их сейчас никто не знает, а "корабль плывёт", и на нём — Пушкин...
Но дело не в Пушкине конечно. Сама эпоха была временем ... как бы его охарактеризовать поточнее.... "социальный оптимизм" — слишком уж по-советски (просто не подходит к стилю той эпохи), временем рационального оптимизма что ли... — можно так сказать? лучше наверное оптимистического рационализма... хотя контуры жёсткого разочарования в попытках рационалистического переустройства мира уже просматривались — уже у Пушкина, как в творчестве, так (в большей степени) и в судьбе... Ну а потом, известное дело — у Бодлера сдохла лошадь, у Ницше умер Бог... вот вам и "запах тлена"... Который, к слову сказать, я тоже чувствую в искусстве модерна.
egovoru
Aug. 24th, 2018 12:28 pm (UTC)
"Сама эпоха была временем ... как бы его охарактеризовать поточнее.... "социальный оптимизм"

Ну, в России-то "дней александровых прекрасное начало" определенно было весьма оптимистическим временем - и у Пушкина это очень чувствуется. Более того, рискну предположить, что и вообще Пушкин, как культурное явление - порождение именно этого (весьма кратковременного, увы) оптимизма, и тем он нам и дорог. Но мне кажется, эти настроения были сугубо локальные, вызванные главным образом победой над Наполеоном, а вот те периоды, что я перечислила в посте, характеризовались более или менее сходными процессами во всем европеизированном мире (за его пределами наверняка были другие периоды социального оптимизма, но о них я просто не берусь судить по незнанию).

"у Бодлера сдохла лошадь, у Ницше умер Бог... вот вам и "запах тлена"... Который, к слову сказать, я тоже чувствую в искусстве модерна"

Согласна, не все было так уж благополучно в Датском королевстве. Но Ницше (и, наверное, Бодлер - но я совсем плохо знаю его творчество) - это реакция на разрушение старого порядка, религиозно-аристократического (не знаю, как сказать точнее), а искусство модерна - это отражение того нового, что пришло ему на смену. Понятно, что переходы такого рода всегда мучительны, потому что не все совершают их с одинаковой скоростью. Да, и под модерном я имею в виду модерн в узком смысле - то есть, ар нуво, а не модернизм в его более широком понимании.
noname_rambler
Aug. 24th, 2018 01:36 pm (UTC)
По-моему это не следствие победы над Наполеоном, подъёма патриотического духа и всё такое (некие зыбкие параллели напрашиваются:)
Нет, это внутренний, имманентный, не побоюсь этого слова, процесс развития общества, определённый его этап, инициированный (кажется у Вас было в тредах) "вольностью дворянской". Именно эта вольность, дарованная указом незадачливого Петра III, и определила бурный расцвет русской литературы, фактически её рождение. Для Пушкина быть литератором означало высокое "пророческое" призвание. Все мы помним эти строчки из его программных стихов, у нас это на зубах навязло, а ведь для его современников это было откровением, в допушкинское время эта профессия была сродни лакейской...
egovoru
Aug. 24th, 2018 10:45 pm (UTC)
"процесс развития общества, определённый его этап, инициированный (кажется у Вас было в тредах) "вольностью дворянской"

Ну, Указ-то все-таки в 1762-м был, то есть, его скорее следует отнести к середине, а не к концу века?

"Для Пушкина быть литератором означало высокое "пророческое" призвание"

Мне кажется, не совсем так. Пушкин явно стремился к тому, чтобы сделать литературу средством заработка, то есть, он знаменует собой поворотный момент от досужего литературного сочинительства обладателей поместий к литературе как средству добычи пропитания.

"в допушкинское время эта профессия была сродни лакейской"

Хорошо бы какие-то документальные свидетельства в пользу этого утверждения? Мне-то казалось, наоборот: литература была досужим занятием высокопоставленных особ - вот, и матушка-императрица баловалась :)

Edited at 2018-08-24 10:51 pm (UTC)
noname_rambler
Aug. 25th, 2018 06:47 am (UTC)
"Пушкин явно стремился к тому, чтобы сделать литературу средством заработка" — да, но у него плохо получалось, оставил бедной (во всех смыслах) Наталье Николаевне кучу долгов, и если бы не великодушие государя императора...
Я в том смысле эпитет лакейская употребил, что литература 18-го века как бы это ... обслуживала интересы высочайших особ по большей части, высшим жанром была ода. А вот когда начал действовать указ о Вольности (подтверждённый Екатериной), то тогда стали проникать в литературу совершенно другие понятия, произошёл дрейф в сознании высшего класса от долга, служения к свободе, к освобождению.
egovoru
Aug. 25th, 2018 01:20 pm (UTC)
"обслуживала интересы высочайших особ по большей части, высшим жанром была ода"

Ох, Вы почитайте-ка державинские оды во славу государыни - разве там есть хоть капля лакейства? Напротив, они преисполнены величайшегo достоинства (выделение мое):

Велико дело и чудесно
В подоблачной стране звучать
И в честь владетелям нелестно
Гремящу лиру настроять.

"дрейф в сознании высшего класса от долга, служения к свободе, к освобождению"

На мой взгляд, произошло другое: идея служения конкретному сюзерену сменилась идеей служения абстрактному принципу. Разве не так?
noname_rambler
Aug. 25th, 2018 06:51 pm (UTC)
сменилась идеей служения абстрактному принципу
Нет конечно. Там было вполне конкретное, непосредственное чувство. Ощущение свободы. Какое служение... От служения они старались бежать. Пушкин стал камер-юнкером только после женитьбы — деваться было некуда, литературная деятельность больших дивидендов не приносила, а семья быстро росла... Лермонтов мечтал подать в отставку, не успел... Ну а служенье муз (которое не терпит суеты), так это ведь поэтический образ, да к тому же вовсе не абстрактный принцип. Там где вылезал абстрактный принцип и служение ему, как у Гоголя в последнем периоде его жизни, там дело заканчивалось сожжением рукописи...
egovoru
Aug. 25th, 2018 10:40 pm (UTC)
Re: сменилась идеей служения абстрактному принципу
Я имею в виду то служение, о котором говорил Ломоносов: "Всякое беззаветное служение на благо и силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла". В его времена это служение еще совпадало со службой монарху, во времена Пушкина - уже нет.

А какому же абстрактному принципу служил Гоголь в конце жизни, что-то я не в курсе?
noname_rambler
Aug. 26th, 2018 05:36 am (UTC)
RE: Re: сменилась идеей служения абстрактному принципу
Ну известная же история — пытался переделать прохвоста Чичикова в приличного человека. Художественными средствами у него не получилось, и понятно почему — в жертву была принесена творческая свобода (самое ценное, что у них было). Он "пошёл другим путём", выпустил Выбранные места. Я пытался ознакомиться с этой книгой, где-то с четверть прочёл, не пошло, бросил... Хотя Гоголь мой любимый писатель.
egovoru
Aug. 27th, 2018 12:40 am (UTC)
Re: сменилась идеей служения абстрактному принципу
Вот, вспомнила - Вы, наверное, это имели в виду?

Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…
noname_rambler
Aug. 27th, 2018 03:51 am (UTC)
RE: Re: сменилась идеей служения абстрактному принципу
Да, и это тоже, и ещё много чего, что называется —" лейтмотивом проходит через всё творчество". Но это не принцип, это непосредственное ощущение, "как воздухом дышать". И в пушкинскую эпоху оно было самым непосредственным, свежее что ли... только-только открылось им...