?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Времена не выбирают

Задним числом одни исторические эпохи кажутся мне более привлекательными, чем другие. Не забираясь уж слишком далеко, я насчитала три таких и задумалась, а чем же, собственно, они выделяются? Похоже, социальным оптимизмом, верой в лучшее будущее.


Если отсчитывать назад, то ближайший к нам такой период – середина 20-го века. В СССР умирает Сталин, во всем мире подрастает первое послевоенное поколение, по понятным причинам более многочисленное, чем предыдущее. Душевное состояние молодости распространяется на все общество: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело – сразу не поймешь».

Второй период – fin de siècle, конец 19-го века, время Шерлока Холмса. Это тогда газеты писали, что больше не будет войн – и читатели в это верили, как и в то, что смогут достичь счастья собственными усилиями.

Наконец, третий период – середина 18-го столетия, век Просвещения. Характерный образец тогдашних настроений – даже не Вольтер или Руссо, а «Записки» Державина, убежденного, что всемогущая императрица прислушается к его советам.

Стоит ли говорить, что каждый раз гребень волны сменялся провалом: вера в разум (точнее, в Разум) привела к гильотине, вера в свои способности – к двум мировым войнам. Общественный энтузиазм бэби-бумеров чреват, как считают иные, новым тоталитаризмом. Но даже неизбежность спада не лишает ценности эти периоды подъема – по крайней мере в моих глазах. А как в ваших?


Никита Михалков, Алексей Локтев и Евгений Стеблов
в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1963)
(фото с сайта Re-Movie)

Posts from This Journal by “история” Tag

  • Задымленную проседь соболей

    Согласно Александру Эткинду, в нынешней тотальной зависимости российской экономики от продажи нефти и газа нет ничего нового – именно такова была…

  • Путешествуя в Женеву, на дороге у креста

    Арабские цифры – не единственная добыча, вывезенная крестоносцами с Востока. Оттуда же прибыл и... феминизм, как ни парадоксально звучит это…

  • Когда ход событий приводит к тому

    Июль – месяц, богатый историческими датами. Я поймала себя на искаженном представлении о хронологической последовательности июльских катаклизмов,…

Comments

egovoru
Sep. 1st, 2018 01:14 pm (UTC)
"Особенность настоящего литературного декадента именно в том, что он пытается жить по своим или чужим текстам"

А Вы не путаете декадента с символистом? Сами, они, кажется, видели разницу. Вот Андрей Белый, "Начало века": "Символисты" - это те, кто, разлагаясь в условиях старой культуры вместе со всею культурою, силятся преодолеть в себе свой упадок, его осознав, и, выходя из него, обновляются; в "декаденте" его упадок есть конечное разложение; в "символисте" декадентизм - только стадия; так что мы полагали: есть декаденты, есть "декаденты и символисты" (т. е. в ком упадок борется с возрождением), есть "символисты", но не "декаденты".
steblya_kam
Sep. 1st, 2018 01:19 pm (UTC)
Не путаю ли я? Вы это филологу говорите? Серьёзно?
Символизм - это самоидентификация как направления; декадентство - эмоционально-оценочное определение извне. Они частично совпадают (тех, кто считал себя символистами, часто называли декадентами, но не обязательно только их). Иногда внутри символизма одни символисты могли назвать декадентами других символистов - тех, кто им не нравился.
Естественно, слыть "декадентом" никому не хотелось. Текст Андрея Белого как раз про это, там смысл в том, что "не декаденты мы, неправда, не надо нас так обзывать!".

Edited at 2018-09-01 01:20 pm (UTC)