?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В дни моей юности даже совсем далекие от поэзии люди не могли не знать этого имени – а также этого лица, постоянно мелькавшего в телевизоре. Их обладатель был весьма «приближен к столику» – за то, что прилежно исполнял любые заказы власти. Понятно, такая фигура не могла вызвать у меня ни малейшего интереса.


Первый звонок прозвучал, когда я обнаружила, что слова очень нравившейся мне песни из культового фильма принадлежат вовсе не Новелле Матвеевой, как почему-то считали все вокруг, а этому придворному поэту. Но только сейчас мне попались на глаза такие его стихи – не знаю, какого года:


Старенькие ходики.
Молодые ноченьки…
Полстраны – угодники.
Полстраны – доносчики.

На полях проталинки,
дышит воля вольная…
Полстраны – этапники.
Полстраны – конвойные.

Лаковые туфельки.
Бабушкины пряники…
Полстраны – преступники.
Полстраны – охранники.

Лейтенант в окно глядит.
Пьёт – не остановится…
Полстраны уже сидит.
Полстраны готовится.

Буду вспоминать их всякий раз, прежде чем вынести очередное поспешное суждение.


Портрет с биографического сайта
год также мне неизвестен, но где-то вокруг 1955-го

Posts from This Journal by “персоналии” Tag

  • Чтоб не было этих разных фокстротов

    Будучи в Нью-Йорке, я непременно хотела посетить настоящий джазовый клуб – желательно, сохранившийся с тех самых времен. Увы, на Манхэттене не чтят…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

  • Меж сыром лимбургским живым

    В советское время родители воспитывали детей в подозрении к частному предпринимательству. Мой отец говорил: «Я врач, ты биолог: это я понимаю. А…

Comments

( 90 comments — Leave a comment )
gomazkov
Sep. 3rd, 2018 03:16 pm (UTC)
Ну, это как раз недавний покойный пел.
О степени их придворности судить не могу и не хочу, ибо сказано...
Идеологическая поэзия - всех направлений мне не очень близка - тем более такая - с завираниями, а вот прекрасных лирических песен с текстами первого второй спел немало.
Этим и запомнят - вот увидите.)
egovoru
Sep. 3rd, 2018 03:35 pm (UTC)
"Идеологическая поэзия - всех направлений мне не очень близка"

Да, мне тоже про солнечного зайчика больше нравится, но и это вовсе неплохо, даже если отвечься от идеологического содержания. Правда, смущает явная подражательность, как в первом, так и во втором случае: если первый текст, насколько я понимаю, был заведомо сделан "под Матвееву" по просьбе создателей фильма, то второй - явно "под Цветаеву", уж не знаю, по чьей просьбе :)

А что, неужели Кобзон пел песню на эти стихи? Я предпочитаю помнить его таким:



Или вот еще (за кадром):



Ну, а и из совместного творчества я лучше всего помню песни из "Семнадцати мгновений". А Вы?
(no subject) - gomazkov - Sep. 3rd, 2018 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 3rd, 2018 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 11:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 4th, 2018 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 3rd, 2018 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 3rd, 2018 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 4th, 2018 05:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 12:27 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
Sep. 3rd, 2018 03:32 pm (UTC)
Мне у него в свое время вот это понравилось:

О стену разбивая лбы,
летя в межзвездное пространство,
мы все-таки рабы.
Рабы!
Невытравимо наше рабство.
И ощущение стыда
живет почти что в каждом споре...
Чем ниже кланялись тогда,
тем громче проклинаем после!
egovoru
Sep. 3rd, 2018 03:39 pm (UTC)
Я-то просто не интересовалась им совсем, как и всем официально-советским. При этом было понимание, что внешне необходимо соблюдать все ритуалы, иначе выйдет себе дороже, причем эта необходимость воспринималась даже и как сама собой разумеющаяся; мысль о том, что, вообще говоря, все может быть совсем по-другому, у меня возникла уже гораздо позже.
bluxer
Sep. 3rd, 2018 03:36 pm (UTC)
Так это уже потом было. А поначалу ему доставалось от властей. Или Хрущев ругал его постановочно?
egovoru
Sep. 3rd, 2018 03:41 pm (UTC)
А за что же его Хрущев ругал - за "сумбур вместо музыки"? Как бы то ни было, он эту ругань пережил и к условиям игры приспособился.
(no subject) - bluxer - Sep. 3rd, 2018 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 3rd, 2018 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bluxer - Sep. 3rd, 2018 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 3rd, 2018 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bluxer - Sep. 3rd, 2018 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 4th, 2018 06:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 4th, 2018 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 14th, 2018 05:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 14th, 2018 11:55 am (UTC) - Expand
riftsh
Sep. 3rd, 2018 03:41 pm (UTC)
"Поэма о разных точках зрения" (Юность, №12, 1967, с серьёзными цензурными искажениями) - одно из самых интересных произведений советской поэзии 1960-х.
egovoru
Sep. 3rd, 2018 04:13 pm (UTC)
А расскажите, пожалуйста, что именно Вы видите в ней интересного? Я сейчас дочитала ее до 5-го раздела, где началось обвинение обывателей ("Разжиревшим веком будем править мы!"), а это сентимент, которого я, увы, как-то не разделяю :(
(no subject) - riftsh - Sep. 3rd, 2018 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 4th, 2018 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 4th, 2018 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 5th, 2018 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2018 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 5th, 2018 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2018 01:18 pm (UTC) - Expand
val000
Sep. 3rd, 2018 05:02 pm (UTC)
От столика, как я помню, его отлучили за шуточную песню к 8 Марта. Пел кажется, Магамаев (его потом тоже долго не видно было). Помню как возмутился зал в в Колонном зале Дома Союзов. Вот нашёл стихи. Публика не дослушала до конца песни. Начали вставать, свистеть. Наверно пьяные были...
egovoru
Sep. 3rd, 2018 05:18 pm (UTC)
Да, власть не терпела легкомыслия, тяготея к монументальности. Тем поразительнее, что некоторым исполнителям (конечно, на 100% благонадежным) все же удавалось это легкомыслие на сцену "протаскивать". Например, меня очень впечатляет - и тогда, и сейчас - вот этот эстрадный номер, Вы наверяка тоже его помните (он, правда, не имеет никакого отношения к Р.Р.):



(no subject) - val000 - Sep. 3rd, 2018 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - val000 - Sep. 3rd, 2018 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 3rd, 2018 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 06:14 pm (UTC) - Expand
umbloo
Sep. 3rd, 2018 05:19 pm (UTC)
Он вполне хороший был поэт, и мне, честно говоря, всегда нравился больше Евтушенки и Вознесенского - возможно, за большее разнообразие.
"Зайчика", кстати, я почему-то много лет числил за И.Гофф, и что это его слова - для меня потом тоже стало неожиданностью.
egovoru
Sep. 3rd, 2018 05:30 pm (UTC)
"Он вполне хороший был поэт, и мне, честно говоря, всегда нравился больше Евтушенки и Вознесенского"

Я, надо сказать, плохо знала стихи их всех - и сейчас уж нет желания систематически знакомиться с их творчеством. Мне сама идея "стадионной поэзии" как-то совсем не близка :( Если уж на то пошло, мне как-то ближе советские поэты предыдущего поколения, скажем, Арсений Тарковский или Давид Самойлов.

Имя Р.Р. вроде бы числится в титрах того фильма - но, конечно, кто же читает титры? (Некоторые даже считают, что в титрах стоит вранье - но я думаю, на это нет оснований: одно дело, написать, что автор слов - "Ю. Михайлов", и совсем другое - приписать чужие слова хорошо известному поэту). К тому же я эту песню впервые и услышала-то вовсе не из фильма - его ведь редко показывали, а просто ее спели в компании. Мне, кстати, совсем и не нравится, как Доронина ее поет - то форсируя голос, то с придыханиями: ни то, ни другое тут совершенно не нужно.
(no subject) - umbloo - Sep. 3rd, 2018 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 3rd, 2018 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 3rd, 2018 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 3rd, 2018 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 3rd, 2018 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 3rd, 2018 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 4th, 2018 03:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 3rd, 2018 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 4th, 2018 03:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - giterleo - Sep. 4th, 2018 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - giterleo - Sep. 5th, 2018 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2018 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - giterleo - Sep. 5th, 2018 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2018 12:21 pm (UTC) - Expand
egovoru
Sep. 3rd, 2018 06:01 pm (UTC)
"из-за чего, очевидно, я долго считал, что это стих Вознесенского"

Потому что у Вознесенского ведь тоже есть стихи о Шагале, и тоже совсем неплохие! Вот, в сети нашлось даже авторское исполнение:



Похоже, Шагал произвел на них обоих сильное впечатление, когда в 1973-м приезжал в Москву по проглашению Фурцевой.
(no subject) - giterleo - Sep. 4th, 2018 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 01:00 pm (UTC) - Expand
mbwolf
Sep. 3rd, 2018 11:23 pm (UTC)
Я его застала еще когда он считался почти диссидентом. Но хорошим поэтом он, на мой взгляд, не был, хотя хорошие стихотворения у него были.
egovoru
Sep. 3rd, 2018 11:36 pm (UTC)
"Я его застала еще когда он считался почти диссидентом"

Да, там выше мы уже вспомнили одно его "диссидентское" стихотворение. Я думаю, вообще-то он из тех, кто искренне "колебался вместе с линией партии". Ведь и эти стихи, что я привела в посте, он, судя по всему, написал тогда, когда на это была спущена разнарядка сверху. Но вместе с тем, мне почему-то кажется, что человеком он был вполне приличным - даже не знаю, почему.

А что до общей оценки его поэзии - тут я не берусь судить, потому что совсем ее не знаю - и, честно сказать, сейчас уже и не хочется с ней поближе знакомиться (впрочем, боюсь, мне вообще уже мало с чем хочется знакомиться). Вот песня про зайчика мне точно нравится - только не нравится, как "клубника в сметане" ее поет в фильме :(

Edited at 2018-09-03 11:37 pm (UTC)
ygashae_zvezdu
Sep. 4th, 2018 03:32 am (UTC)
Последний его цикл, а, видимо, приведенное стихотворение оттуда самый пронзительный
egovoru
Sep. 4th, 2018 12:53 pm (UTC)
В любом случае было неожиданно обнаружить подобные стихи у всегдашнего воспевателя строек и ковок. Другое дело, что возникает нехорошее подзрение, что и их он написал именно тогда, когда сверху спустили соответствующее указание.
gg59
Sep. 4th, 2018 06:14 am (UTC)
Разговоры о нонконформизме советских авторов, Вы извините, вызывают неловкость. В стране, где государство "руководит культурой", где нет свободной прессы - читай, независимой критики, где забетонированы любые механизмы получения известности, кроме контролируемых чекистами и партией, о каком нонконформизме может идти речь?
Популярные советские авторы могли быть только двух типов: несвободные, т.е. бездарные, либо оскопленные, последние иногда были способны на искреннее слово, но это как пение кастратов - голос есть, жизни нет, да и век их короток. Нонконформизм это не про них.
egovoru
Sep. 4th, 2018 12:43 pm (UTC)
А разве я произнесла слово "нонконформизм"? Просто для меня было неожиданно обнаружить у всегдашнего воспевателя строек и ковок подобные стихи - к тому же хорошие, несмотря на всю их подражательность. Я не смогла найти, какого они года, но, по всей вероятности, они появились тогда, когда соответствующее распоряжение было спущено сверху, так что их автор вовсе не изменил своей позиции, заключавшейся в том, чтобы колебаться вместе с линией партии. Но вообще-то я не берусь судить об этой личности, так как слишком уж плохо знаю и его творчество, и его обстоятельства.

livejournal
Sep. 4th, 2018 06:23 am (UTC)
клубника в сметане
User noname_rambler referenced to your post from клубника в сметане saying: [...] про Людмилу Зыкину, но он и к Дорониной подойдёт: — Петь не надо, ты просто ходи. (отсюда [...]
rolerosa
Sep. 5th, 2018 01:05 pm (UTC)
Ну придворный поэт - это не приговор. В таких странах, как СССР не придворных поэтов\писателей\художников быть просто не может. Давали работать только лояльным или сотрудничающим. Например Бродский неплохо относился к Рождественскому, но презирал Евтушенко. Именно за то, что первый не скрывал своего придворства, а второй изображал фронду, хотя был пожалуй еще более обласкан и опекаем властью, чем Роберт.

Кстати в тему, я очень удивился, когда узнал, что автор "Я спросил у ясеня..." - пожалуй одного из самых лирических стихотворений советского периода, Киршон - известный стукач. Но от этого стихо хуже не стало.

"Шагал" Рождественского - потрясающая вещь, особенно в исполнении Берковского
egovoru
Sep. 5th, 2018 01:14 pm (UTC)
"я очень удивился, когда узнал, что автор "Я спросил у ясеня..." - пожалуй одного из самых лирических стихотворений советского периода, Киршон - известный стукач"

Меня в этом смысле потрясает "Бьется в тесной печурке огонь". Автор ее слов, Алексей Сурков - одна из самых мрачных фигур в истории советской литературы, а вот поди ж ты! Может, конечно, он на самом деле спер эти слова у какого-нибудь безвестного человека, как, говорят, сделал Шолохов - но, может, и нет: природа творчества весьма загадочна.

А Р.Р., действительно, производит какое-то приличное впечатление, несмотря на всю свою "приближенность".
nebos_avos
Sep. 16th, 2018 01:15 pm (UTC)
Под конец жизни, будучи смертельно больным, он написал нечто совершенно не похожее на все прежнее - как будто уже "оттуда". Меня это сильно впечатлило. К сожалению, газеты с теми стихами я не сохранил.
egovoru
Sep. 16th, 2018 01:45 pm (UTC)
Сейчас, наверное, и эти стихи можно найти в интернете? Вы хоть что-нибудь из них помните?
(no subject) - nebos_avos - Sep. 16th, 2018 01:49 pm (UTC) - Expand
( 90 comments — Leave a comment )