?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В дни моей юности даже совсем далекие от поэзии люди не могли не знать этого имени – а также этого лица, постоянно мелькавшего в телевизоре. Их обладатель был весьма «приближен к столику» – за то, что прилежно исполнял любые заказы власти. Понятно, такая фигура не могла вызвать у меня ни малейшего интереса.


Первый звонок прозвучал, когда я обнаружила, что слова очень нравившейся мне песни из культового фильма принадлежат вовсе не Новелле Матвеевой, как почему-то считали все вокруг, а этому придворному поэту. Но только сейчас мне попались на глаза такие его стихи – не знаю, какого года:


Старенькие ходики.
Молодые ноченьки…
Полстраны – угодники.
Полстраны – доносчики.

На полях проталинки,
дышит воля вольная…
Полстраны – этапники.
Полстраны – конвойные.

Лаковые туфельки.
Бабушкины пряники…
Полстраны – преступники.
Полстраны – охранники.

Лейтенант в окно глядит.
Пьёт – не остановится…
Полстраны уже сидит.
Полстраны готовится.

Буду вспоминать их всякий раз, прежде чем вынести очередное поспешное суждение.


Портрет с биографического сайта
год также мне неизвестен, но где-то вокруг 1955-го

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • И на скале, замкнувшей зыбь залива

    Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и…

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

  • Приходит в мысль, что, если это проза

    Литературоведы не могут решить, считать ли верлибр особым типом стихов или все-таки прозы? У него нет ни рифм, ни метра: единственное, что роднит…

Comments

egovoru
Sep. 3rd, 2018 05:30 pm (UTC)
"Он вполне хороший был поэт, и мне, честно говоря, всегда нравился больше Евтушенки и Вознесенского"

Я, надо сказать, плохо знала стихи их всех - и сейчас уж нет желания систематически знакомиться с их творчеством. Мне сама идея "стадионной поэзии" как-то совсем не близка :( Если уж на то пошло, мне как-то ближе советские поэты предыдущего поколения, скажем, Арсений Тарковский или Давид Самойлов.

Имя Р.Р. вроде бы числится в титрах того фильма - но, конечно, кто же читает титры? (Некоторые даже считают, что в титрах стоит вранье - но я думаю, на это нет оснований: одно дело, написать, что автор слов - "Ю. Михайлов", и совсем другое - приписать чужие слова хорошо известному поэту). К тому же я эту песню впервые и услышала-то вовсе не из фильма - его ведь редко показывали, а просто ее спели в компании. Мне, кстати, совсем и не нравится, как Доронина ее поет - то форсируя голос, то с придыханиями: ни то, ни другое тут совершенно не нужно.
umbloo
Sep. 3rd, 2018 05:32 pm (UTC)
Я фильма-то вообще не видел...
А Тарковского, Самойлова или Слуцкого и сам больше люблю, конечно. Но с ними РР особо и не сравновали, а с теми двумя - вовсю, я ещё хвост этих споров застал.
egovoru
Sep. 3rd, 2018 05:45 pm (UTC)
Фильм в целом неплохой, такой еще характерно-оттепельный (хотя это уже и был 1968 год). Там, в частности, главного героя (которого играет Лазарев) зовут "Электрон", и он, конечно, физик :)

Этот фильм, кстати, был лидером проката в своем году, но я тогда была еще слишком мала для таких фильмов - впервые увидела его много позже. Первый "взрослый" фильм, на который меня-первоклассницу зачем-то повели в кинотеатр, был "Не горюй!" - и он произвел на меня неизгладимое впечатление, хотя я совсем и не поняла, что же там, собственно, происходило по сюжету? А для Вас какой был первый взрослый фильм?
umbloo
Sep. 3rd, 2018 05:55 pm (UTC)
Не помню уже, одним из первых запомнившихся были "Девчата" (уже не по первому показу, конечно, первого я не застал).
egovoru
Sep. 3rd, 2018 06:37 pm (UTC)
"Девчата", конечно - отличный фильм, замечательно жизнерадостный! Этот - не таков: там ведь героиня Дорониной погибает в конце, разбивается на самолете.
umbloo
Sep. 3rd, 2018 06:47 pm (UTC)
Понятно. "Девчат" я недавно пересматривал (и заодно перечитывал, нечастый случай, когда фильм явно удачнее книги).
egovoru
Sep. 3rd, 2018 06:55 pm (UTC)
А я даже не знала, что это по книге! Кстати сказать, фильм лучше книги - не так уж редко: скажем, "Собачье сердце", "Форрест Гамп" или "Однажды в Америке".
(no subject) - umbloo - Sep. 3rd, 2018 07:23 pm (UTC) - Expand
noname_rambler
Sep. 3rd, 2018 05:55 pm (UTC)
"не нравится, как Доронина ее поет"
Вспомнился анекдот про Людмилу Зыкину, но он и к Дорониной подойдёт:
— Петь не надо, ты просто ходи.

У меня ко всей этой плеяде то же самое отношение — какая-то не настоящая это поэзия, не по гамбурскому счёту, с Серебряным веком никакого сравнения не выдерживает, как будто понарошку, а там всерьёз. Песни — да, в Семнадцати мгновениях например, но тоже лучше пристально не вслушиваться, а в качестве фона воспринимать.
Фоновая поэзия:) Фон советской эпохи.
egovoru
Sep. 3rd, 2018 06:06 pm (UTC)
"с Серебряным веком никакого сравнения не выдерживает, как будто понарошку"

На мой взгляд, не только с Серебряным веком, но даже и с советскими поэтами предыдущего поколения, как Арсений Тарковский или Давид Самойлов. Трудно сказать, почему это так: может, сказалось неизбежное "двоемыслие", а может, "железный занавес", отрыв от общемировой культуры? Но мне тоже все эти "евтушенки" всегда казались какими-то убогими и вызывали жалость, как дети-сироты.

Насчет Дорониной же лучше всех выразился Гафт: "Доронина Таня - клубника в сметане" :)

Edited at 2018-09-03 06:07 pm (UTC)
noname_rambler
Sep. 3rd, 2018 06:23 pm (UTC)
Венедикт Ерофеев, тоже из этого анемичного поколения, в конце пятидесятых пишет Записки психопата, вещь как минимум начисто лишенную даже намёка на двоемыслие — значит можно было... А вся эта эстрадная советская поэзия — в отвал, имеет ценность чисто в археологическом смысле — "да, это было, вот так было".
egovoru
Sep. 3rd, 2018 06:33 pm (UTC)
"Записки психопата, вещь как минимум начисто лишенную даже намёка на двоемыслие"

Написать-то такое можно было, а вот с тем, чтобы напечатать - это держи карман :( А на работу в котельных были готовы далеко не все - и их можно понять, особенно семейных. Так что приходилось как-то приспосабливаться, и уж тут, мне кажется, те, кто умудрился не стать лучшим учеников Дракона, заслуживают если не уважения, то по крайней мере сочувствия. А Р.Р., несмотря на всю свою "приближенность", кажется, человеком был вполне приличным.

Edited at 2018-09-03 11:50 pm (UTC)
noname_rambler
Sep. 4th, 2018 03:37 am (UTC)
Это да... но когда я открываю книгу, меня интересует вопрос, приличный ли писатель автор книги. Насколько он приличный человек — вопрос (для меня) несущественный.
Предупреждая возможную ответную реплику — эти категории плохо коррелируют.
egovoru
Sep. 4th, 2018 12:35 pm (UTC)
Просто Р.Р. всегда казался мне органичной частью советского режима, так что эти стихи прозвучали для меня неожиданно. Оказывается, на них была написала и песня, которую исполнял все тот же Кобзон, но я этого ничего не видела, потому что много лет назад перестала смотреть телевизор. Правда, по всей вероятности он написал их тогда, когда сверху спустили соответствующее распоряжение, так что, в сущности, они попадают в тот же ряд, что и воспевание "строек" и "ковок".
egovoru
Sep. 3rd, 2018 10:28 pm (UTC)
"тоже из этого анемичного поколения"

Все же такое определение кажется мне не очень адекватным. Я даже не уверена, что эти поэты действительно были так уж плохи - я ведь их стихи толком и не знаю. А уж кино того времени было просто замечательное!
noname_rambler
Sep. 4th, 2018 03:50 am (UTC)
А вот анемичное и замечательное — коррелируют (по крайней мере в моём представлении).
Нет, если без шуток, анемичность того постсталинского поколения вполне логична, обусловлена послаблением Оттепели. Знаете, есть такое блатное выражение: "что, краёв не видишь?". Так вот края они хорошо видели, а когда забывались — их останавливали старшие товарищи — в этом смысл львиного рыка Хрущёва на Вознесенского. Чтобы быть настоящим тогда, нужно было быть подпольным. Кстати подпольщиков (не в солженицынском смысле) было довольно много, вполне хватит, чтобы заполнить соответствующий раздел школьного учебника, вот навскидку, помимо Ерофеева, Рубцов, Бродский конечно, Саша Соколов чуть позже, Лимонов (почему нет?). А вот плеяда при таком гамбургском подходе — пролетает. Надо "делать скидку" — но у скромной (если сравнивать с линией Пушкин – Платонов) советской литературы "лишних денег" на это нет.

Впрочем настоящие тоже были анемичными, демонстративно выпячивая свой инфантилизм — Веничка, Эдичка, Саша.

Edited at 2018-09-04 06:08 am (UTC)
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - giterleo - Sep. 4th, 2018 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2018 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - giterleo - Sep. 5th, 2018 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 5th, 2018 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - giterleo - Sep. 5th, 2018 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 6th, 2018 12:21 pm (UTC) - Expand