?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В дни моей юности даже совсем далекие от поэзии люди не могли не знать этого имени – а также этого лица, постоянно мелькавшего в телевизоре. Их обладатель был весьма «приближен к столику» – за то, что прилежно исполнял любые заказы власти. Понятно, такая фигура не могла вызвать у меня ни малейшего интереса.


Первый звонок прозвучал, когда я обнаружила, что слова очень нравившейся мне песни из культового фильма принадлежат вовсе не Новелле Матвеевой, как почему-то считали все вокруг, а этому придворному поэту. Но только сейчас мне попались на глаза такие его стихи – не знаю, какого года:


Старенькие ходики.
Молодые ноченьки…
Полстраны – угодники.
Полстраны – доносчики.

На полях проталинки,
дышит воля вольная…
Полстраны – этапники.
Полстраны – конвойные.

Лаковые туфельки.
Бабушкины пряники…
Полстраны – преступники.
Полстраны – охранники.

Лейтенант в окно глядит.
Пьёт – не остановится…
Полстраны уже сидит.
Полстраны готовится.

Буду вспоминать их всякий раз, прежде чем вынести очередное поспешное суждение.


Портрет с биографического сайта
год также мне неизвестен, но где-то вокруг 1955-го

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • И на скале, замкнувшей зыбь залива

    Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и…

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

  • Приходит в мысль, что, если это проза

    Литературоведы не могут решить, считать ли верлибр особым типом стихов или все-таки прозы? У него нет ни рифм, ни метра: единственное, что роднит…

Comments

egovoru
Sep. 3rd, 2018 05:54 pm (UTC)
Рождественскому тоже доставалось. Вот очень интересные воспоминания его жены:

"Однако с властями предержащими у него не всегда были ровные отношения. Вот лишь один эпизод. Николай Грибачев написал стихотворение "Нет, мальчики", которое было направлено против поэтов-шестидесятников, якобы попиравших заветы отцов, а потому обреченных на бесславие. Рождественский воспринял это как вызов и ответил стихотворением "Да, мальчики".

Накануне встречи писателей и поэтов с Хрущевым он показал стихотворение тогдашнему парторгу Союза писателей Степану Щипачеву. Тот пришел в ужас, просил уничтожить рукопись. Но стихи были прочитаны, и Хрущев в бешенстве закричал: "Товарищ Рождественский, пора вам встать под знамена ваших отцов!". Последовало наказание, о Рождественском многие старались забыть. Его не издавали, не приглашали на встречи..."

А вот и само крамольное стихотворение, 1963-го года. Насчет "лихих спекулянтов на идеях, не научившихся ничему" действительно сказано довольно откровенно:

Мы — виноваты.
Виноваты очень:
Не мы
с десантом
падали во мглу.
И в ту —
войной затоптанную —
осень
мы были не на фронте,
а в тылу.
На стук ночной
не вздрагивали боязно.
Не видели
ни плена,
ни тюрьмы!
Мы виноваты,
что родились поздно.
Прощенья просим:
виноваты мы.
Но вот уже
и наши судьбы
начаты.
Шаг первый сделан —
сказаны слова.
Мы начаты —
то накрепко,
то начерно.
Как песни,
как апрельская трава…
Мы входим в жизнь.
Мы презираем блеянье.
И вдруг я слышу разговор о том,
что вот, мол, подрастает поколение.
Некстати… непонятное…
Не то…
И некто —
суетливо и запальчиво, —
непостижимо злобой
увлечен,
уже кричит,
в лицо нам
тыча пальцем:
«Нет, мальчики!»
Позвольте,
он — о чем?
О чем?
Нам снисхождения не надо!
О чем?
И я оглядываю их:
строителей,
поэтов,
космонавтов —
великолепных мальчиков моих.
Не нам брюзжать,
Не нам копить обиды:
И все ж таки
во имя
всей земли:
«Да, мальчики!»
Которые с орбиты
космической
в герои
снизошли!
Да, мальчики,
веселые искатели,
отбившиеся
от холодных рук:
Я говорю об этом
не напрасно
и повторять готов
на все лады:
Да, мальчики в сухих морозах Братска!
Да, мальчики, в совхозах Кулунды!
Да,
дерзновенно
умные
очкарики —
грядущее
неслыханных наук!
Да, мальчики,
в учениях тяжелых,
окованные
строгостью
брони.
Пижоны?
Ладно.
Дело
не в пижонах.
И наше поколенье —
не они.
Пусть голосят
о непослушных детях
в клубящемся
искусственном дыму
лихие спекулянты
на идеях,
не научившиеся
ничему.
А нам смешны
пророки
неуклюжие.
Ведь им ответить сможем мы сполна.
В любом из нас клокочет революция
Единственная.
Верная.
Одна.
Да, мальчики!
Со мною рядом встаньте
над немощью
придуманной
возни.
Да, мальчики!
Работайте, мечтайте.
И ошибайтесь, —
Дьявол вас возьми!
Да, мальчики,
выходим в путь негладкий!
Боритесь
с ложью!
Стойте на своем!
Ведь вы не ошибетесь
в самом главном.
В том флаге, под которым мы живем!
noname_rambler
Sep. 4th, 2018 06:04 am (UTC)
Ерунда это, а не поэзия.
Вот поэзия. Те же самые годы.

Я буду скакать по холмам задремавшей
отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных
племён!
Как прежде скакали на голос удачи
капризный,
Я буду скакать по следам миновавших
времён...

Давно ли, гуляя, гармонь оглашала
окрестность,
И сам председатель плясал, выбиваясь из
сил,
И требовал выпить за доблесть, за труд
и за честность,
И лучшую жницу, как знамя, в руках
проносил!

И быстро, как ласточки, мчался я в
майском костюме
На звуки гармошки, на пенье и смех на
лужке,
А мимо неслись в торопливом
немолкнувшем шуме
Весенние воды, и брёвна неслись по
реке...

Россия! Как грустно! Как странно
поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звёздная
люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительный,
белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших
полей, –
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной
царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных
белых церквей!..

О, сельские виды! О, дивное счастье
родиться
В лугах, словно ангел, под куполом
синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная
птица,
Разбить свои крылья и больше не видеть
чудес!

Боюсь, что над нами не будет
таинственной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану
шестом,
Что, всё понимая, без грусти пойду до
могилы...
Отчизна и воля – останься, моё
божество!

Останьтесь, останьтесь, небесные синие
своды!
Останься, как сказка, веселье
воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные
всходы
Старинной короной своих восходящих
лучей!..

Я буду скакать, не нарушив ночное
дыханье
И тайные сны неподвижных больших
деревень.
Никто меж полей не услышит глухое
скаканье,
Никто не окликнет мелькнувшую легкую
тень.

И только, страдая, израненный бывший
десантник
Расскажет в бреду удивлённой старухе
своей,
Что ночью промчался какой-то
таинственный всадник,
Неведомый отрок, и скрылся в тумане
полей...

Можно наверное и придраться (дыханье — скаканье), но не хочется разрушать цельное впечатление.
egovoru
Sep. 4th, 2018 12:22 pm (UTC)
Мне у Рубцова очень нравится "Размытый путь и вдоль кривые тополя", но вообще-то я его тоже очень плохо знаю. Это стихотворение кажется мне неровным: местами и правда хорошо, а местами - сполошные штампы: скажем, прямые обращения к "России" после Лермонтова кажутся мне уже избыточными.
noname_rambler
Sep. 4th, 2018 03:08 pm (UTC)
Кстати, Лермонтова Вы вспомнили... Мне кажется Рубцов не только "избыточностью" (я правда её не увидел...) Лермонтова напоминает, он тоже, как и Лермонтов, мистик. "Горница".
egovoru
Sep. 4th, 2018 11:24 pm (UTC)
"Мне кажется Рубцов не только "избыточностью" (я правда её не увидел...)"

Не в избыточности дело, а в том, что риторические обращения к России я уже не могу воспринимать всерьез - столько их прозвучало с трибун, экранов телевизора, по радио и т.д., что у меня выработался стойкий иммунитет к пафосу такого рода.

А что за мистические стихи Вы имеете в виду у Рубцова - вот эти? Я, признаться, ничего мистического в них не увидела, да и вообще не очень понимаю, что такое "мистические стихи".
noname_rambler
Sep. 14th, 2018 05:58 am (UTC)
У Рубцова не дежурный пафос эстрадных поэтов-лауреатов, а выражение вполне искренних чувств. Почему нужно отказывать "поэту и гражданину", да и просто человеку в чувстве любви к родине? да просто — в чувстве родины...
Хотя с выражением чувств всё конечно не просто и в большой поэзии тоже, не только в эстрадной.
Так, если мы возьмём самое известное лирическое стихотворение Пушкина и полюбопытствуем, "из какого сора" — почитаем хотя бы, что он в письмах своим друзьям пишет про свои, как выражаются в Доме-2, отношения с несчастной Аннушкой Керн... а также его переписку с самим объектом высоких чувств и прекрасных строк...

Edited at 2018-09-14 06:02 am (UTC)
egovoru
Sep. 14th, 2018 11:55 am (UTC)
"Почему нужно отказывать "поэту и гражданину", да и просто человеку в чувстве любви к родине? да просто — в чувстве родины"

Так в том же и заключается зло ходульного пафоса, что на его фоне и искренние гражданские чувства становится невозможно воспринимать всерьез - как, помните, тот мальчик в "Азбуке" Толстого, который все время кричал "Волки, волки!", когда никаких волков не было? Ему никто не поверил, когда волки таки появились :(