?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В дни моей юности даже совсем далекие от поэзии люди не могли не знать этого имени – а также этого лица, постоянно мелькавшего в телевизоре. Их обладатель был весьма «приближен к столику» – за то, что прилежно исполнял любые заказы власти. Понятно, такая фигура не могла вызвать у меня ни малейшего интереса.


Первый звонок прозвучал, когда я обнаружила, что слова очень нравившейся мне песни из культового фильма принадлежат вовсе не Новелле Матвеевой, как почему-то считали все вокруг, а этому придворному поэту. Но только сейчас мне попались на глаза такие его стихи – не знаю, какого года:


Старенькие ходики.
Молодые ноченьки…
Полстраны – угодники.
Полстраны – доносчики.

На полях проталинки,
дышит воля вольная…
Полстраны – этапники.
Полстраны – конвойные.

Лаковые туфельки.
Бабушкины пряники…
Полстраны – преступники.
Полстраны – охранники.

Лейтенант в окно глядит.
Пьёт – не остановится…
Полстраны уже сидит.
Полстраны готовится.

Буду вспоминать их всякий раз, прежде чем вынести очередное поспешное суждение.


Портрет с биографического сайта
год также мне неизвестен, но где-то вокруг 1955-го

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • И на скале, замкнувшей зыбь залива

    Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и…

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

  • Приходит в мысль, что, если это проза

    Литературоведы не могут решить, считать ли верлибр особым типом стихов или все-таки прозы? У него нет ни рифм, ни метра: единственное, что роднит…

Comments

egovoru
Sep. 4th, 2018 11:17 pm (UTC)
"Комиссары в пыльных шлемах это ведь у него"

Дались Вам эти комиссары! В той песне вообще непонятно, почему они слонились над лирическим героем - может, потому что они его только что расстреляли?

"Здесь у Вас смешивается "стройки и плавки" лауреатской поэзии и пушкинское "алтарь и жертвоприношенье"

Я хочу сказать, за время советского детства мне осточертел коллективный производственный порыв и официоз. Так что в поэзии я ценю индивидуальный голос и частную человеческую жизнь. Вот, например:

Зачем же в Петрополь на вольну ехать страсть,
С пространства в тесноту, с свободы за затворы,
Под бремя роскоши, богатств, сирен под власть
И пред вельможей пышны взоры?

Возможно ли сравнять что с вольностью златой,
С уединением и тишиной на Званке?
Довольство, здравие, согласие с женой,
Покой мне нужен — дней в останке.

<...>

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером
Там щука пестрая: прекрасны!

Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус;
Но не обилием иль чуждых стран приправой,
А что опрятно всё и представляет Русь:
Припас домашний, свежий, здравый.

Когда же мы донских и крымских кубки вин,
И липца, воронка́ и чернопенна пива
Запустим несколько в румяный лоб хмелин, —
Беседа за сластьми шутлива.

И т.д.
noname_rambler
Sep. 5th, 2018 06:27 am (UTC)
У Державина воспевается заслуженный отдых так сказать — после всех его славных дел (начиная с участия в подавлении пугачёвского бунта).
Стоит представить всё это гастрономическое великолепие вне этого "общественно-политического контекста" — стихотворение звучит по другому.
То же самое с Булатом, не надо выдирать строчки, датированные знаменательным 57-м годом из исторического и биографического контекста, революционная романтика там вполне от души, "от чистого сердца" — из песни слова не выкинешь. И нового не вставишь — надо петь новые песни.
А не получается...
А то что получается — лучше бы не слышать... Ухом что привыкло к "надежды маленькому оркестрику".
Кстати песня про комиссаров называется Сентиментальный марш — с расстрелом как-то не вяжется, в расстреле нет ничего сентиментального (точнее в том, что "палачи (не снимая пыльных шлемов) склонились над расстрелянным").
Да, ещё, этого я не знал совершенно, "в фильме звучат несколько песен Булата Окуджавы (главным образом фрагменты) — все песни исполняет Татьяна Доронина" (из Википедии, эта песня там тоже есть, надо бы фильм посмотреть... хотя бы из-за клубники в сметане — в роли революционерки-подпольщицы ... это интересно...)
Фильм называется На ясный огонь, она там в главной роли...


Edited at 2018-09-05 07:04 am (UTC)
egovoru
Sep. 5th, 2018 12:43 pm (UTC)
"Кстати песня про комиссаров называется Сентиментальный марш"

Да, я это помню. И она ведь вообще не об этом - не о красных и белых, а о смерти как таковой, ну, и жизни, конечно. Мне кажется, зря к ней прицепились в послеперестроечные времена: это прекрасная песня, независимо ни от каких комиссаров. Фильм "На ясный огонь" я, кажется, видела, но как-то он совершенно мне не запомнился.

Что же касается Державина, то Вы верно заметили. Он и сам четко объясняет: "покой мне нужен — дней в останке". Страсть к обличению обывателей - эмоция сугубо юношеская, обусловленная необходимостью "вылета из гнезда". Думаю, все в той или иной мере проходят через этот этап, и он нормален в развитии. Другое дело, что иные на нем так и застревают (как, например, Дима Быков), и это, на мой взгляд, выглядит достаточно нелепо.

У Джорджа Оруэлла есть целый роман, специально посвященный этому феномену. Его название очень удачно перевели по-русски как "Да здравствует фикус!", а в оригинале там фигурирует иное растение. Это роман про (и, кажется, написанный от первого лица, а может, и нет - я уже не помню) молодого писателя или поэта, который начинает свою жизнь, страстно отвергая обывательские ценности. А потом он женится... :)
noname_rambler
Sep. 5th, 2018 01:16 pm (UTC)
Я недавно читал этот роман. Мне вообще ранний Оруэлл показался более интересен, и через призму его ранних вещей на его "культовые" вещи — совсем другой взгляд...
egovoru
Sep. 5th, 2018 01:18 pm (UTC)
Да, я тоже прочла у него еще кое-что, кроме знаменитого романа. Например, очерк о прелестях чаепития :)