?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Максимилиана Волошина «Библиотека поэта» издала в малой серии. Когда-то этот голубой томик, полученный от знакомых, я переписала от руки целиком и долгое время почти весь помнила наизусть. Теперь, конечно, уже не то, но некоторые стихи оттуда и сейчас со мной.


Вот, например, такой образец волошинского творчества (из одного из лучших его стихотворений):

И оставлял на дне степей
Меж чернобыльника и чобра
Быков обугленные рёбра
И камни грубых алтарей.

Это четверостишие кажется мне пределом совершенства (да, я знаю за собой слабость к аллитерации): единственно верные слова в единственно возможном порядке, и даже диалектный «чобр» вовсе не режет слух. Абсолютно естественно звучащая речь – и в то же время высокая поэзия.

А вот строфа из другого стихотворения:

И, ставя сеть у древних стен Хавона,
В тиши ночной видали рыбари
Алмазный торс гиганта Ориона,
Ловца зверей, любовника зари.

Здесь последнее двустишие – столь же совершенно, его хочется повторять снова и снова, но вот первое – по-моему, никуда не годится. Спотыкливое «ст-ст-ст» первой строчки тут явно не к месту (в отличие от знаменитого начала «Соловьиного сада» другого автора); вторая же строка – просто случайные, первые подвернувшиеся под руку слова, за исключением последнего библейского. Сколько я ни пыталась их запомнить, так и не получилось.

Всякий раз, когда я сталкиваюсь с такой явной неравноценностью, мне становится интересно, во-первых – чувствуют ли ее и другие читатели? Во-вторых, сознавал ли ее сам автор? И, наконец, в-третьих – если сознавал, то почему все же оставил две негодные строчки: что ли, отчаялся найти то, что должно было бы стоять на этом месте на самом деле?

И Волошин, конечно, здесь не исключение – подобное встречается у любого даже самого хорошего поэта: если в стихотворении и есть что-то такое, чего ничем не заменишь, то уж другое – замены явно требует. Такие стихи представляются мне картинкой под затуманенным и только в некоторых местах протертым стеклом :)


Одна из крымских акварелей Волошина
с сайта «Галерея воздушного замка»

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • В мире нет еще такой стройки

    В дни моей юности даже совсем далекие от поэзии люди не могли не знать этого имени – а также этого лица, постоянно мелькавшего в телевизоре. Их…

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

  • Приходит в мысль, что, если это проза

    Литературоведы не могут решить, считать ли верлибр особым типом стихов или все-таки прозы? У него нет ни рифм, ни метра: единственное, что роднит…

Comments

( 84 comments — Leave a comment )
lilac2012
Sep. 6th, 2018 03:17 pm (UTC)
Благодаря этим "ст", я вижу камни "стен Хавона" и валуны на берегу. Почему - не знаю.

Edited at 2018-09-06 03:18 pm (UTC)
egovoru
Sep. 6th, 2018 10:46 pm (UTC)
"Благодаря этим "ст", я вижу камни "стен Хавона"

Ну, вот видите, как интересно! А для меня это просто труднопроизносимая и потому никак не запоминающаяся строчка. Кстати, возможно, она мне не нравится еще и потому, что раньше я не знала, что таинственный "Хавон" - это Феодосия, как сейчас подсказал мне гугл. А Вы, возможно, это знали, так что для Вас тут не было непонятности.

Скажите, пожалуйста, а вообще в этом стихотворении кажутся ли Вам какие-то строчки лучше, а какие-то хуже других? (Если, конечно, Вы вообще можете воспринимать строчки по отдельности). Для меня - определенно: я могу даже профиль нарисовать. В этом стихотворении лучше всего - про Ориона, потом - про Персея, а в первом упомянутом лучше всего, конечно, про миры на дереве, а уже потом - то, что я привела в посте :)
(no subject) - lilac2012 - Sep. 7th, 2018 05:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - lilac2012 - Sep. 7th, 2018 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lilac2012 - Sep. 7th, 2018 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lilac2012 - Sep. 7th, 2018 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lilac2012 - Sep. 7th, 2018 05:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - lilac2012 - Sep. 7th, 2018 12:04 pm (UTC) - Expand
mns2012
Sep. 6th, 2018 03:20 pm (UTC)
Да, как вкрапления драгоценного металла в толще породы.
egovoru
Sep. 6th, 2018 10:48 pm (UTC)
А какие еще строчки в этих двух стихотворениях Вам кажутся удачными, а какие - не очень?
(no subject) - mns2012 - Sep. 7th, 2018 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mns2012 - Sep. 7th, 2018 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 12:03 pm (UTC) - Expand
arktal
Sep. 6th, 2018 04:37 pm (UTC)
Извините, не мог пройти мимо. А как вам вот это:
Устало мерцают в отливах тумана
Далеких лагун огневые сверканья...
Вечернее солнце, как алая рана...
На всем бесконечная грусть увяданья.
egovoru
Sep. 6th, 2018 10:52 pm (UTC)
Помню эти стихи, но, честно сказать, они мне как-то не очень: постоянно повторяющееся -анья, -анья кажется мне слишком назойливым.

Мне больше нравится у него что-нибудь в таком духе:

Как мне близок и понятен
Этот мир - зеленый, синий,
Мир живых прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.

Мир стряхнул покров туманов.
Четкий воздух свеж и чист.
На больших стволах каштанов
Ярко вспыхнул бледный лист.

Небо целый день моргает
(Прыснет дождик, брызнет луч),
Развивает и свивает
Свой покров из сизых туч.

И сквозь дымчатые щели
Потускневшего окна
Бледно пишет акварели
Эта бледная весна.
afuchs
Sep. 6th, 2018 06:30 pm (UTC)
Мне второе стихотворение совсем не нравится на первый взгляд (для меня Волошин - неизвестное), но не из-за ставя сеть стен, а из-за нагромождения имён, они меня с детства в стихах раздражают, надо признаться. И "рыбари". И концовка там мне кажется какой-то беспомощной, пафос переваливает через край.

А первое - очень хорошее, по-моему, спасибо.
egovoru
Sep. 6th, 2018 11:00 pm (UTC)
"А первое - очень хорошее, по-моему"

Особенно про миры на дереве, правда?

Во втором "рыбари" слегка раздражают, согласна, но мне они напоминают мытарей (которые мытари и фарисеи), так что ничего. А что касается мифологических имен, то, понятное дело, они нас раздражают: мы ведь в гимназиях не обучались! А у того поколения это все было в коллективном бессознательном :)

"для меня Волошин - неизвестное"

Мне кажется, его как-то незаслуженно причислили к ряду "второстепенных", а ведь у него есть очень хорошие стихи. Вот здесь есть много его стихов, а вот, как пример, еще одно, мне запомнившееся:

Я глазами в глаза вникал,
Но встречал не иные взгляды,
А двоящиеся анфилады
Повторяющихся зеркал.

Я стремился чертой и словом
Закрепить преходящий миг.
Но мгновенно плененный лик
Угасает, чтоб вспыхнуть новым.

Я боялся, узнав - забыть...
Но в стремлении нет забвенья.
Чтобы вечно сгорать и быть -
Надо рвать без печали звенья.

Я пленен в переливных снах,
В завивающихся круженьях,
Раздробившийся в отраженьях,
Потерявшийся в зеркалах.



Edited at 2018-09-06 11:00 pm (UTC)
(no subject) - afuchs - Sep. 7th, 2018 07:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 11:54 am (UTC) - Expand
gomazkov
Sep. 6th, 2018 07:51 pm (UTC)
Не чувствую.
Вернее, мне кажется, что, ставя сеть, уместно немного спотыкаться, как бы ловясь в неё, а почему рыбари случайные, вообще не понимаю: ведь мы именно их глазами видим торс Ориона, иначе - откуда бы он взялся?)
egovoru
Sep. 6th, 2018 11:03 pm (UTC)
Вот видите, как интересно! А я эту строчку не могу ни произнести, не запинаясь, ни запомнить. А Вы, может быть, знали и что такое "Хавон"? Я подумала, что, может быть, присутствие непонятного слова тоже повлияло на мое восприятие негативным образом.

Да, а рыбари-то как раз не кажутся мне случайными: они тут как бы намекают, что речь идет о временах, когда сборщиков налогов называли "мытарями". Случайны все остальные слова в этой строчке: я никак не могу запомнить, "в тиши ночной", или "в ночной тиши", или еще что-то :(

Edited at 2018-09-06 11:05 pm (UTC)
(no subject) - gomazkov - Sep. 7th, 2018 04:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 7th, 2018 11:24 am (UTC) - Expand
val000
Sep. 6th, 2018 08:35 pm (UTC)
чувствую :)
egovoru
Sep. 6th, 2018 11:05 pm (UTC)
А какие еще строчки в этих двух стихотворениях кажутся Вам особенно удачными - или особенно неудачными?
(no subject) - val000 - Sep. 7th, 2018 12:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - val000 - Sep. 7th, 2018 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - val000 - Sep. 7th, 2018 12:19 pm (UTC) - Expand
bluxer
Sep. 7th, 2018 05:55 am (UTC)
Так это он сам себя опознал в скале, а не потомки. Вот оно что. Помню, залезал на нее.
Что касается "рыбарей", то моментально вспоминается Пушкин (а не мытари).
egovoru
Sep. 7th, 2018 11:45 am (UTC)
А я вот так и не посетила волошинские места, хотя вообще-то в Крыму бывала много раз. А что же, это та самая скала, что на этой акварели? А то я при желании вполне могу увидеть там волошинский профиль (перевернутый), но не уверена, что он именно это имел в виду. А Вы, наверное, и в "Доме поэта" бывали - там же сейчас музей, да?

"Так это он сам себя опознал в скале"

Один из френдов проводил анкету, где для каждого поэта просил назвать строчки, которые "выдают его с головой", так для Волошина я выбрала именно эти :) Он и с Зевсом себя сам сравнил, сейчас только я уже не могу с ходу вспомнить те стихи.
(no subject) - bluxer - Sep. 7th, 2018 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bluxer - Sep. 7th, 2018 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bluxer - Sep. 7th, 2018 12:55 pm (UTC) - Expand
taurus_ek
Sep. 7th, 2018 07:08 am (UTC)
Я бы вообще сказал "И, ставя сеть у старых стен Хавона". Хотя "старых" вялое слово, но в любом случае подобрал бы что-то, чтобы додавить это "ст-".

Спасибо за наводку, поставил эпиграфом: http://www.astromyth.ru/Constellations/Ori.htm
noname_rambler
Sep. 7th, 2018 07:17 am (UTC)
"И, ставя сеть у старых стен Хавона"
Вот теперь точно — как будто молотком приколачивают эту сеть:)
(no subject) - egovoru - Sep. 7th, 2018 11:57 am (UTC) - Expand
alex_new_york
Sep. 7th, 2018 11:42 pm (UTC)
Стихи Волошина порой удивительно стройны и изысканны. Если бы он делился не только красивыми оттенками настроений, но и запоминающимися мыслями, он занимал бы куда более высокий ранг в русской поэзии
egovoru
Sep. 7th, 2018 11:53 pm (UTC)
"Если бы он делился не только красивыми оттенками настроений, но и запоминающимися мыслями"

Мне кажется, Вы к нему несправедливы: выше мы уже вспоминали, например, такое его стихотворение. Или, скажем, его знаменитый "Северовосток"?
(no subject) - alex_new_york - Sep. 8th, 2018 01:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 8th, 2018 01:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Sep. 8th, 2018 01:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 9th, 2018 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 9th, 2018 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 9th, 2018 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 9th, 2018 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 10th, 2018 03:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 10th, 2018 05:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 10th, 2018 12:22 pm (UTC) - Expand
steblya_kam
Sep. 9th, 2018 07:34 am (UTC)
Да, сталкивалась. У раннего Пушкина есть много хромых стихов, но меня чуть не съели старшие коллеги, когда я об этом заикнулась.
egovoru
Sep. 9th, 2018 12:15 pm (UTC)
"У раннего Пушкина есть много хромых стихов"

А можете привести какой-нибудь промер? Мне интересно, одинаково ли хромыми они воспринимаются разными читателями? Похоже, восприятие "хромоты" весьма субъективно: среди комментаторов этого поста нашлось по крайней мере двое (или даже трое), кому строчка "И ставя сеть у древних стен Хавона" вовсе не кажется "хромой". Похоже, не для всех читателей благозвучие вообще сколько-нибудь важно!
(no subject) - noname_rambler - Sep. 10th, 2018 05:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 10th, 2018 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Sep. 12th, 2018 05:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 12th, 2018 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 14th, 2018 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 14th, 2018 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Sep. 14th, 2018 05:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 14th, 2018 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Sep. 15th, 2018 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 15th, 2018 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Sep. 17th, 2018 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 17th, 2018 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Sep. 23rd, 2018 05:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 23rd, 2018 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 1st, 2018 01:03 pm (UTC) - Expand
greygreengo
Sep. 11th, 2018 01:54 am (UTC)
Храня его знак суеверно,
Не бойся врага в иноверце...
Люби его метко и верно —
Люби его в самое сердце.
egovoru
Sep. 11th, 2018 02:18 am (UTC)
Да, как же - помню, помню эти стихи :)
(no subject) - greygreengo - Sep. 11th, 2018 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 11th, 2018 11:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - greygreengo - Sep. 12th, 2018 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 12th, 2018 11:54 pm (UTC) - Expand
ros360
Sep. 19th, 2018 07:33 pm (UTC)
Бывает, что поэты чередуют стили, намеренно понижая планку в одних местах, чтобы ярче ключевые строчки звучали. Классический пример здесь - "Незнакомка" Блока.
egovoru
Sep. 19th, 2018 11:52 pm (UTC)
А какие конкретно строчки в "Незнакомке" кажутся Вам повышенными, а какие - пониженными?
(no subject) - ros360 - Sep. 21st, 2018 11:46 am (UTC) - Expand
( 84 comments — Leave a comment )