?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Арабские цифры – не единственная добыча, вывезенная крестоносцами с Востока. Оттуда же прибыл и... феминизм, как ни парадоксально звучит это сегодня. В социальном положении европейской женщины мало что изменилось, пишет Рэй Таннахилл в своей чрезвычайно занимательной книжке (есть и русский перевод), но вот сам ее образ стал совершенно другим.


По подсчетам историков, чуть ли не половина французских рыцарей откликнулась на призыв папы Урбана II. Даже добравшиеся не дальше Аль-Андалуса столкнулись с цивилизацией куда более изысканной, чем их собственная. А дома в отсутствие самых воинственных мужчин на сцену вышли те, кто вдохновлялся не грабежами, а чтением античных рукописей.

Недоступность арабской красавицы, обеспеченная высокими стенами гарема, породила особый жанр любовной поэзии. По другую сторону Пиренеев на роль преграды назначили целомудрие. Кстати пришелся и возобновленный контакт с Византией и ее культом Богоматери, потеснившей в христианском сознании образ Евы – виновницы грехопадения. Песни о подвигах превратились в песни о подвигах в честь Дамы. А вскоре природу, справедливость и даже геометрию стали аллегорически изображать в виде женских фигур – задолго до Софьи Ковалевской.

The Lady and the Unicorn, 'To my only desire'

Шестая шпалера «À mon seul désir» из серии «Дама с единорогом» конца 15 в., найденная Проспером Мериме и воспетая Жорж Санд,
ныне в Музее Клюни (фото Frans Vandewalle via Flickr)

Posts from This Journal by “неравенство” Tag

  • Подымайте, братья, посохи

    Юрий Слезкин пишет: «Все милленаристские секты, посвящающие себя братству и бедности – мужские движения. Большевизм был агрессивно и откровенно…

  • Загибает пальчики толстенькая Тая

    Неспособность женщин к математике – главный козырь пропагандистов интеллектуального превосходства мужчин. Действительно, в параллельном нашему…

  • Мои домашние в смущение пришли

    Похоже, Джеймс Уотсон войдет в историю не как открыватель структуры ДНК, а как человек, упорно наступающий на одни и те же грабли. Он мог бы…

Comments

noname_rambler
Sep. 26th, 2018 06:42 pm (UTC)
Гарем и Богоматерь это одно, а Софья Ковалевская совершенно другое (мне трудно представить Софью Ковалевскую в гареме...)
Первое сводит предназначение женщины к двум извините функциям, второе наоборот, предполагает, что "женщина это тоже человек", и "всё человеческое ей не чуждо".
Понимаете, можно ведь поклоняться прекрасной даме, посвящать ей подвиги и стихи, и в то же время держать её за семью замками в высокой башне, как ... как предмет высокого поклонения. Это не феминизм.
egovoru
Sep. 26th, 2018 11:48 pm (UTC)
"можно ведь поклоняться прекрасной даме, посвящать ей подвиги и стихи, и в то же время держать её за семью замками в высокой башне, как ... как предмет высокого поклонения. Это не феминизм"

Согласна - не феминизм, понимаемый как предоставление женщинам социальных и политических прав наравне с мужчинами. Но автор книжки считает, что путь к такому феминизму проходил через культ куртуазной любви (знакомый нам, главным образом, по романам о рыцарях Круглого стола), а тот, в свою очередь, сложился под влиянием арабской поэзии - через песни провансальских трубадуров. Вам эта цепочка кажется нятяжкой?
noname_rambler
Sep. 27th, 2018 03:49 am (UTC)
Да, натяжкой, хотя логическая цепочка понятна. А как он обосновывает? Чем заполняет промежуток между провансальскими трубадурами и движением суфражисток?
egovoru
Sep. 27th, 2018 12:06 pm (UTC)
Ее главная мысль - что, прежде чем изменить социальное положение женщин, нужно было сначала изменить сам ее образ, и что превращение женщины в Прекрасную Даму этому способствовало. Правда, я не совсем уверена, что такое превращение, наоборот, не задержало уравнивание женщин в правах.

Я знаю, что в Риме, в отличие от Греции, где женщин вообще держали в чуланах, по крайней мере матроны благородных семейств пользовались значительной свободой (в чем иные и видят одну из причин падения Рима :) А вот как обстояли дела с положением женщин в германских племенах, я что-то совсем не знаю. Может, там было относительное равноправие?

Впрочем, это вряд ли: равноправие женщин - это тенденция Нового времени, ведь такое равноправие, в первую очередь, обеспечибвается развитием технологий, для овладения которыми разница в физической силе между мужчинами и женщинами перестает быть решающей.
kostya_h
Sep. 27th, 2018 12:51 pm (UTC)
Разве только Нового времени? Я видел работы антропологов, где утверждалось, что равноправие (до какой степени, вопрос отдельный) полов предположительно было - экстраполируя на основании данных по современным племенам - у охотников-собирателей. Наверное, стоит относиться к этим работам с подозрением, а то мало ли какие убеждения у исследователей.
egovoru
Sep. 27th, 2018 01:09 pm (UTC)
Да, мне кажется, тут очень важно учитывать, что именно в каждом контексте понимается под равноправием. За ссылку спасибо, на досуге почитаю, что они там пишут.

Почитала Вашу статью. Там исследовали только один параметр: кто решает, муж или жена, в какой деревне жить. Считается, что выгоднее жить с родственниками, чем с чужими, но вот вопрос - с родственниками жены или мужа? Мне показалось удивительным, что эти антропологи, вместо того, чтобы просто спрашивать это у членов исследуемых обществ (а они исследовали два какие-то ныне существующие племени), они сделали мат. модель, согласно которой у них получилось, что, для того, чтобы получить такие цифры расселения, как наблюдаются в реальности, нужно предположить, что оба супруга имеют голос в определении местожительства. Результат, конечно, интересный, но какой-то уж очень косвенный.

Впрочем, вероятно, эти авторы не занимались сами полевыми исследованиями, а просто взяли кем-то другим собранные цифры и попытались их объяснить. Или, еще вероятнее, из множества собранных данных они подобрали такие примеры, которые лучше всего соответствовали их модели :) Глубоко вникать, чтобы выяснить, так ли это, я не стала.

Вообще же я где-то читала, что неравенство полов началось с изобретением плуга: для работы на нем требуются хорошо развитые мышцы плечевого пояса, а у женщин с этим явный прокол :(

Edited at 2018-09-27 11:40 pm (UTC)
kostya_h
Sep. 28th, 2018 08:31 am (UTC)
Да, вероятно, там есть bias — я не углублялся в работу (правда, тоже заметил, что у них там матмодели).:)
Интуитивно кажется, что сильное неравенство началось с переходом к земеледелию, как вы и говорите. Я мало смотрел работ по исследованию социальной структуры примитивных племён, но те статьи, что видел, указывали, что 1) нет однородной картины: у разных племён разделение ролей могло быть выражено по-разному, что во многом определяется ландшафтом, в котором они кочуют, а также культурными особенностями; 2) даже при довольно сильном разделении до прямо домостроевского патриархата оно не дотягивает (пусть мужчины принимали решения, но женщина всё-таки считалася не менее важным членом группы, что понятно).
egovoru
Sep. 28th, 2018 11:59 am (UTC)
"во многом определяется ландшафтом, в котором они кочуют, а также культурными особенностями"

В теории главным фактором должен быть способ производства: если он основан на таких занятиях, где требуется грубая физическая сила, то, понятное дело, женщины не могут трудиться наравне с мужчинами, а значит, и равенства им не видать. Но по мере развития техники значимость физической силы все время уменьшается, так что равенство, соответственно, растет. Ему способствует и развитие инфраструктуры: если когда-то, скажем, было мало женщин-шоферов, потому что застрявшую в грязи машину надо было самостоятельно оттуда вытаскивать, то сейчас во многих странах появились соответствующие службы, которые можно просто вызвать по телефону.

А вот как ландшафт может влиять на равенство, я что-то не очень себе представляю. Что конкретно Вы имели в виду?
kostya_h
Sep. 28th, 2018 02:06 pm (UTC)
Ландшафт влияет на то, как сложно добывать пропитание, например. Можно ли обойтись одной охотой или нужно в значительной степени привлекать другие занятия, соответственно, повышая вовлечённость последних в делах племени? Ну, как-то так я мыслил.
marigranula
Sep. 27th, 2018 02:41 pm (UTC)
Сложный путь, однако
А из Гамбурга мы отправились в Берлин через
Ганновер. Это не самый прямой путь. Объяснить, что нас занесло в Ганновер, я
могу лишь словами одного негра, который объяснял суду, как он очутился в
курятнике местного священника.
- Да, сэр, полицейский не врет, сэр; там-то меня и застукали.
- Значит, ты этого не отрицаешь? А теперь скажи, что ты делал в
курятнике пастора Абрахама в двенадцать ночи с мешком в руках?
- Сейчас все объясню, сэр. Значит, так, сэр. Я отнес масса Джордану
мешок дынь. Значит, так, сэр, и масса Джордан - добрый человек, надо
сказать, сэр, - пригласил меня зайти.
- Ну и что?
- Да, сэр, очень добрый человек этот масса Джордан. У него мы все
сидели, и все разговаривали, разговаривали...
- Вполне возможно. Но мы хотим знать, что ты делал в курятнике пастора?
- Значит, так, сэр, это-то я вам и собираюсь объяснить. Когда я уходил
от масса Джордана, было уже поздно. И дернул же меня черт ступить не с той
ноги! Ну, Улисс, говорю себе, влип ты, задаст тебе твоя старуха перцу. Ох и
болтлива она у меня, сэр, ох и болтлива...
- Ладно, оставь ее в покое. Лучше на себя посмотри. Если ты шел домой
от мистера Джордана, как ты попал к пастору Абрахаму? Ведь это совсем не по
пути?
- Что ж, сэр, стало быть, я дал крюка.
Вот и мы, стало быть, дали крюка.
alex_new_york
Sep. 26th, 2018 11:50 pm (UTC)
Согласен. Но ведь и концентрация усилий на освоении форм поведения и ролей, прежде считавшихся мужскими, тоже не выглядит очень уж убедительным способом утверждения достоинства и ценности женщины в обществе и Мироздании. Если мы так высоко ценим женщину и признаем ее уникальную ценность, то отчего же мы не призываем мужчину осваивать женский взгляд на мир и женский подход к вещам?
noname_rambler
Sep. 27th, 2018 03:52 am (UTC)
осваивать женский взгляд на мир и женский подход
Почему не призываем... призываем... ну, не мы лично, но тренд такой есть.