?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Арабские цифры – не единственная добыча, вывезенная крестоносцами с Востока. Оттуда же прибыл и... феминизм, как ни парадоксально звучит это сегодня. В социальном положении европейской женщины мало что изменилось, пишет Рэй Таннахилл в своей чрезвычайно занимательной книжке (есть и русский перевод), но вот сам ее образ стал совершенно другим.


По подсчетам историков, чуть ли не половина французских рыцарей откликнулась на призыв папы Урбана II. Даже добравшиеся не дальше Аль-Андалуса столкнулись с цивилизацией куда более изысканной, чем их собственная. А дома в отсутствие самых воинственных мужчин на сцену вышли те, кто вдохновлялся не грабежами, а чтением античных рукописей.

Недоступность арабской красавицы, обеспеченная высокими стенами гарема, породила особый жанр любовной поэзии. По другую сторону Пиренеев на роль преграды назначили целомудрие. Кстати пришелся и возобновленный контакт с Византией и ее культом Богоматери, потеснившей в христианском сознании образ Евы – виновницы грехопадения. Песни о подвигах превратились в песни о подвигах в честь Дамы. А вскоре природу, справедливость и даже геометрию стали аллегорически изображать в виде женских фигур – задолго до Софьи Ковалевской.

The Lady and the Unicorn, 'To my only desire'

Шестая шпалера «À mon seul désir» из серии «Дама с единорогом» конца 15 в., найденная Проспером Мериме и воспетая Жорж Санд,
ныне в Музее Клюни (фото Frans Vandewalle via Flickr)

Posts from This Journal by “неравенство” Tag

  • Подымайте, братья, посохи

    Юрий Слезкин пишет: «Все милленаристские секты, посвящающие себя братству и бедности – мужские движения. Большевизм был агрессивно и откровенно…

  • Загибает пальчики толстенькая Тая

    Неспособность женщин к математике – главный козырь пропагандистов интеллектуального превосходства мужчин. Действительно, в параллельном нашему…

  • Мои домашние в смущение пришли

    Похоже, Джеймс Уотсон войдет в историю не как открыватель структуры ДНК, а как человек, упорно наступающий на одни и те же грабли. Он мог бы…

Comments

kostya_h
Sep. 27th, 2018 12:51 pm (UTC)
Разве только Нового времени? Я видел работы антропологов, где утверждалось, что равноправие (до какой степени, вопрос отдельный) полов предположительно было - экстраполируя на основании данных по современным племенам - у охотников-собирателей. Наверное, стоит относиться к этим работам с подозрением, а то мало ли какие убеждения у исследователей.
egovoru
Sep. 27th, 2018 01:09 pm (UTC)
Да, мне кажется, тут очень важно учитывать, что именно в каждом контексте понимается под равноправием. За ссылку спасибо, на досуге почитаю, что они там пишут.

Почитала Вашу статью. Там исследовали только один параметр: кто решает, муж или жена, в какой деревне жить. Считается, что выгоднее жить с родственниками, чем с чужими, но вот вопрос - с родственниками жены или мужа? Мне показалось удивительным, что эти антропологи, вместо того, чтобы просто спрашивать это у членов исследуемых обществ (а они исследовали два какие-то ныне существующие племени), они сделали мат. модель, согласно которой у них получилось, что, для того, чтобы получить такие цифры расселения, как наблюдаются в реальности, нужно предположить, что оба супруга имеют голос в определении местожительства. Результат, конечно, интересный, но какой-то уж очень косвенный.

Впрочем, вероятно, эти авторы не занимались сами полевыми исследованиями, а просто взяли кем-то другим собранные цифры и попытались их объяснить. Или, еще вероятнее, из множества собранных данных они подобрали такие примеры, которые лучше всего соответствовали их модели :) Глубоко вникать, чтобы выяснить, так ли это, я не стала.

Вообще же я где-то читала, что неравенство полов началось с изобретением плуга: для работы на нем требуются хорошо развитые мышцы плечевого пояса, а у женщин с этим явный прокол :(

Edited at 2018-09-27 11:40 pm (UTC)
kostya_h
Sep. 28th, 2018 08:31 am (UTC)
Да, вероятно, там есть bias — я не углублялся в работу (правда, тоже заметил, что у них там матмодели).:)
Интуитивно кажется, что сильное неравенство началось с переходом к земеледелию, как вы и говорите. Я мало смотрел работ по исследованию социальной структуры примитивных племён, но те статьи, что видел, указывали, что 1) нет однородной картины: у разных племён разделение ролей могло быть выражено по-разному, что во многом определяется ландшафтом, в котором они кочуют, а также культурными особенностями; 2) даже при довольно сильном разделении до прямо домостроевского патриархата оно не дотягивает (пусть мужчины принимали решения, но женщина всё-таки считалася не менее важным членом группы, что понятно).
egovoru
Sep. 28th, 2018 11:59 am (UTC)
"во многом определяется ландшафтом, в котором они кочуют, а также культурными особенностями"

В теории главным фактором должен быть способ производства: если он основан на таких занятиях, где требуется грубая физическая сила, то, понятное дело, женщины не могут трудиться наравне с мужчинами, а значит, и равенства им не видать. Но по мере развития техники значимость физической силы все время уменьшается, так что равенство, соответственно, растет. Ему способствует и развитие инфраструктуры: если когда-то, скажем, было мало женщин-шоферов, потому что застрявшую в грязи машину надо было самостоятельно оттуда вытаскивать, то сейчас во многих странах появились соответствующие службы, которые можно просто вызвать по телефону.

А вот как ландшафт может влиять на равенство, я что-то не очень себе представляю. Что конкретно Вы имели в виду?
kostya_h
Sep. 28th, 2018 02:06 pm (UTC)
Ландшафт влияет на то, как сложно добывать пропитание, например. Можно ли обойтись одной охотой или нужно в значительной степени привлекать другие занятия, соответственно, повышая вовлечённость последних в делах племени? Ну, как-то так я мыслил.